Глава 1. Генезис пятидесятнического движения

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет Политических Наук

Кафедра теологии

Возникновение и распространение пятидесятнических церквей в России

                                                    (курсовая работа)

           Выполнил студент

   Гр. 1442 (ЗО) Бахтеев Р.А.

           ______________

                  (подпись)

Научный руководитель

            Волобуева М.М.

            ______________

              (подпись)

                                                                               Работа защищена

                                                                               _________________2006г.

                                                              

                                                                               Оценка________________

Барнаул 2006

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………3

 

Глава 1. Генезис пятидесятнического движения………………………………………………………………………6

 

1.1. Особенности догматики и культа пентекост……………………………………………………………11

 

Глава 2. Пятидесятничество в России…………………………………………………………………………15

 

2.1. Возникновение и распространение пятидесятнических церквей в Российской империи…………………………………………………………………21

2.2. Пятидесятничество в СССР…………………………………………………………………….24

2.3. Возрождение пятидесятнических организаций в Российской Федерации………………………………………………………………26

 

Заключение……………………………………………………………………31

 

Библиографический список…………………………………………………………………………32

 

Введение

 

 

А ктуальность. Если не вдаваться глубоко в богословские тонкости вероучения той или другой церкви, то достаточно сказать, что в главных своих доктринных учениях все христианские церкви не только имеют одну и туже вероученческую базу – Святую Библию, но и одинаковое понимание основополагающих истин христианства, которые были зафиксированы постановлениями вселенских соборов всемирной церкви еще в первые века существования христианства и являются авторитетными и святыми для каждого христианина, к какой бы конфессии он не принадлежал. Однако в связи с распространением и развитием христианства, а также в связи с трагической ошибкой и большой бедой, в некоторых странах христианство стало официальной государственной религией, в церковное учение и практику церковной жизни вошло большое количество воззрений и обрядов, абсолютно чужеродных первохристианской церкви, основанной Апостолами. Это вызвало справедливый массовый протест огромного количества людей, которые, внимательно читая и исследуя Священные Писания Библии, замечали духовную нелигитимность всех этих обрядов и нововведений, не соответствующих ни букве, ни духу учения Библию. Их христианская совесть побуждала их протестовать – и вот по этой причине за ними постепенно закрепилось название протестантов. Протестантизм не был и не мог быть совершенно однородным, ибо это движение происходило в разных странах и во главе его стояли разные духовные руководители, однако протестантизм имеет тот единый яркий духовный вектор, который, пожалуй, лучше всего сформулировал в 16 веке великий деятель Реформации в Германии Мартин Лютер, произнеся свое знаменитое изречение «SOLA SKRIPTA», что по латыни значит «ничего кроме Писания».

Великий реформатор церковной жизни в Германии, человек показавший многим миллионам людей во всем мире счастье духовной жизни с Богом, проповедник, который продолжает говорить с миром через свои книги, - все это правда про Мартина Лютера. Но правдой является и то, что он не был единственным реформатором. И еще он был отнюдь не первым протестантом. Просто с его именем связано мощное начало организованного массового и победного движения протестантской церкви, которое изменило историю, а также культурную и духовную сущность целых стран и народов. Эти люди понимали: так жить больше нельзя. Необходимо остановиться. Остановиться и вернуться назад. Назад – к первохристианству! Так созревала главная идея Реформации. Так появляется в 1901 году Пятидесятническое движение. Люди, которые стояли у истоков этого движения опирались на Священное Писание.

 

Целью данной работы является изучение исторических особенностей распространения Пятидесятнического движения на территории России, для отражения основных особенностей существования данной религии в современной России.

 

Достижению поставленных целей соответствует выполнение следующих задач:

Во-первых, исследование причин появления пятидесятничества в целом, анализ особенности догматики и культа.

Во-вторых, рассмотрение особенностей проникновения пятидесятничества в России.

В-третьих, изучение основных характеристик пятидесятничества в дореволюционной России.

В-четвертых, анализ состояния Пятидесятнического движения в Советской России.

В-пятых, изучение современного состояния пятидесятничества в Российской Федерации на современном этапе.

 

Предметом работы, является процесс распространения Пятидесятнического движения в России.

 

Объектом, является история пятидесятничества.

 

Источники. В моей работе используются первоисточники и аналитическая литература. Для изучения специфических особенностей пятидесятничества в России мы будем прибегать к анализу следующих материалов: протоколы, стенографии, интервью. Эти источники опубликованы в монографии Франчука В.И., являются практически единственным доступным нам первоисточником.

 

Степень разработанности. Для проведения исследования мы прибегаем к следующим работам. Процесс происхождения и проникновения пятидесятничества в Россию рассмотрен в работах: В. И. Франчука и Л. Н. Митрохина. Деятельность пятидесятников в дореволюционной России рассмотрено в трудах: Я. Цопфи. Особенности догматики и культа пентекост, а также современное состояние Пятидесятнического движения в России исследовано в работах: Л. Самрал и «Современная религиозная жизнь в России», том 2.

 

Структура работы. Для достижения цели, мы считаем целесообразной следующую структуру. Первая глава будет посвящена основанию Пятидесятничества в целом. Вторая глава будет посвящена изучению состояния Пятидесятничества в России.

 

Методы исследования:

В данной работе мы использовали описательный метод, метод исторической реконструкции, историографического анализа, интерпретации.

 

 

Глава 1. Генезис пятидесятнического движения

 

 

Н ачало современного классического пятидесятнического движения важно понимать в общей динамике развития процесса Реформации в протестантизме и его серьезном влиянии на католицизм и православие. Организационно оно выросло из так называемого «движения святости», получившего большой размах в конце 19 века в Великобритании и Соединенных Штатах, и подчеркивало важность харизматических проявлений в жизни церквей и каждого верующего человека индивидуально, логически развивая общий вектор направленности возврата к первохристианскому образцу вероучения и практики церковной жизни, который был отличительной чертой протестантских движений, особенно баптизма и методизма.

 

Возникновение пятидесятнического движения в Америке нужно видеть в так называемом Великом пробуждении, в отношении которого американский исследователь В. Л. Паррингтон замечает, что «великое пробуждение в основных чертах представляло собой возвращение к прошлому с его восторженной экзальтацией…»

Это большое движение зародилось, в среде раннего американского методизма в 1734 году и было вызвано проповедью конгрегационистского проповедника Джонатана Эдвардса (1703-1758), а также активной деятельностью гернгутеров, братьев Весли и Джорджа Уайтфильда. Постепенно это движение дифференцировалось на два крыла – образовались церкви методистов и многочисленные группы верующих, которые в последствии стали называться «движением святости».

 

Именно Америке суждено было стать колыбелью пятидесятничества. Первой пятидесятнической деноминацией является «Церковь Божья». История ее возникновения следующая. К «движению святости» примыкала маленькая церковь, которая состояла, как свидетельствует американский исследователь Д. А. Гарден в своей книге «Пятидесятнические церкви Америки», из «неудовлетворенных методистов и баптистов в восточной части штата Теннеси и в западной части Северной Каролины». Эта церковь возникла в 1886 году, ее руководителями были Р. Г. Спенинг и В. Ф. Бриант. В течении девяти лет в этой церкви звучали проповеди об освящении, об общении церкви с Богом, об исполнении Духом Святым. В 1896 году, как пишет Д. А. Гарден, после усиленных молитв церковь «испытала внезапную вспышку крещения Духом Святым». Это, как и в апостольские времена, сопровождалось говорением на иных языках, пророчествами, исцелениями. Молва об этом прошла по многим общинам, прежде всего в «движении святости». Так было положено начало пятидесятническому движению в Соединенных Штатах Америки. Количество пятидесятнических церквей быстро росло. В 1903 году они объединились в союз «Церковь Божья», во главе которой встал А. Д. Томсон, который находился на этом посту бессменно до самой своей смерти в 1943 году.

Через некоторое время в союз «Церковь Божья» входили уже не только американские общины. Благодаря большой активности проповедников и миссионеров, церкви этого союза были созданы в Китае, Индии, в Египте и других странах.

Однако подлинный триумф, наибольший расцвет пятидесятнического движения начинается с событий в городе Лос-Анджелесе в 1906 году.

 

 

Официальным "днём рождения" этого течения считается 1 января 1901, когда на занятии в библейской школе в городе Топика в штате Канзас (США) одна из учениц внезапно заговорила на якобы не знакомом ей языке. Основателем Пятидесятнического движения обычно называют бывшего методистского священника Чарльза Фокса Пархама (1873-1929). Новое течение вышло из недр возникшего в американском протестантизме «движения святости».

Чарльз Пархам был молодым методистским проповедником в городе Топика. В детстве он часто болел, иногда очень серьезно, но вырос и стал убежденным последователем доктрины Божественного исцеления. Стал служителем церкви в 21 год. Пархам принадлежал к «движению святости», он верил, что вскоре начнется, время всемирной евангелизации, и считал, что необходимо иметь особую силу Духа Святого для осуществления этой работы. Пархам пришел к выводу, что говорение иными языками – это признак крещения Духом святым. Впоследствии он открыл библейскую школу для подготовки миссионеров с целью глубокого изучения Священных Писаний. В библейской школе Пархама темой коллективных исследований в Библии стал вопрос о действии Духа Святого в человеке. Он и его единомышленники пришли к выводу о необходимости крещения Духом Святым со знамением иных языках, как во время Пятидесятницы, и стали ревностно молиться Господу о крещении Святым Духом. Молодая девушка по имени Агнесс Озман попросила Пархама, чтобы он возложил на нее руки, и когда он это сделал, Дух Святой сошел на девушку – она стала говорить на иных языках. Это было 31 декабря 1900 года в 7 часов вечера. Она свидетельствует об этом так:

«Я в 1900 году приехала в Топеку в библейскую школу. Мы изучали там Библию, а также работали в общине. В одном помещении, предназначенном для молитвы, день и ночь усиленно молились. Я ночью имела благословенные часы молитвы. Однажды, молясь о посвящении господу, я вместе с другими думала, что получила духовное крещение. Но когда я узнала, что Дух Святой может излиться в большей мере, то мое сердце стало жаждать обетованного Утешителя, и я начала молиться об исполнении силою свыше. Иногда я жаждала этого больше, чем телесной пищи. Часто ночью я больше желала Его, чем сна. Вечером перед Новым Годом мы имели благословенное богослужение и молились о благословении на будущий год. Во время первого дня нового 1901 года Господь действовал среди нас и наполнил миром сердца. В этот вечер на нас сошел дух молитвы. Это было 1-го января в 11 часов вечера, когда мое сердце побуждало меня, и я попросила возложить на меня руки, для того, чтобы я получила крещение Духом Святым. На мою голову легли руки, это были руки руководителя библейской школы. Дух Святой сошел на меня, и я стала говорить новыми языками и славить Господа. Мое сердце было наполнено давно ожидаемой радостью, и чудесное присутствие Господа наполнило мое сердце неизвестным до того образом. Как если бы потоки живой воды изливались из меня...».

 

В последующие дни такое пятидесятническое переживание имели Пархам и большинство учеников библейской школы. Пробуждение, начавшееся в стенах библейской школы, стало распространяться по церквям, но этому движению ожесточенно сопротивлялись церковные руководители, и двери молитвенных домов закрылись для Чарльза Пархама и его друзей. И тогда они стали проповедовать на улицах. Свое служение они назвали Вестью Полного Евангелия. Газеты заинтересовались этими событиями. Ежедневная газета в Топеке высмеивала говорение на языках. Другие издания посылали своих корреспондентов, и происходящее стало известно по всей стране.

Летом 1901 года школа закрылась, Пархам переехал в другой город и продолжал свое служение как евангелист. В 1903 году Пархам провел серию собраний в городе Галина (штат Канзас), которые были очень успешными. После этого Пархам открыл ряд церквей, назвал их «Апостольская Вера». В 1906 году у Пархама было около 10 000 последователей.

В течение следующих лет Пархам со своими учениками ездил по юго-западным штатам Америки и за короткое время приобрел не менее 25 000 последователей.

 

В 1905 году Пархам открыл новую библейскую школу в Хьюстоне (Техас), в которую одним из первых поступил проповедник из церкви методистов Вильям Д. Сеймур. С этим именем связано начало массового распространения пятидесятнического учения.

 

Вильям Сеймур, сын бывших рабов, был воспитан в баптистской церкви. В 1903 году он переехал в Техас и присоединился к церкви «движение святости», которая ожидала «излияния Духа Святого перед пришествием Христа». В последствии он стал пастором. Когда Пархам открыл свою школу в Хьюстоне, Сеймур хотел поступить в нее. В то время в американском обществе официальные законы запрещали черным людям учиться или ходить в одну церковь с белыми. Сеймуру разрешили слушать лекции Пархама в соседней комнате за открытой дверью.

В том же 1905 году проповедник баптистской церкви Лос-Анджелеса Джозеф Смол, лично бывавший на собраниях Эвана Робертса в Уэльсе, начал проводить собрания подобного рода в Лос-Анджелесе и пригласил на помощь В.Сеймура из Хьюстона.

В Лос-Анджелесе загорелся неугасимый огонь пробуждения. Церковь пятидесятников была открыта на улице Азуза и стала центром движения пятидесятников. Богослужения проходили три раза в день. Пробуждение продолжалось там, в течение трех лет – до 1909 года. В последствии Джон Шерилл писал: «Никто не знал в то время, что улица Азуза приобретет столь славное имя. Здесь, в этой отремонтированной конюшне, шло пробуждение, которое даст вспышку проявления духовных даров в разных местах света».

«Миссия Азуза» стала известна во всем мире. Сюда приезжали люди разных национальностей, разного цвета кожи из многих стран мира. Отсюда они возвращались в свои общины как миссионеры Пятидесятницы. Спустя два года, в одном только городе Чикаго было 12 миссионерских пунктов. Начал издаваться журнал «Апостольская вера», стали образовываться Пятидесятнические общины под различными названиями: «Церковь Божия», «Апостольская церковь» и так далее.

 

Пробуждение сильно повлияло на окружающих. Люди с Азуза-стрит разъехались по всей Америке, проповедуя и основывая новые церкви.

 

«Великое откровение Божье должно было стать достоянием всего мира» - движимые этим девизом, многие миссионеры отправлялись за океан. Люди уезжали из Азуза-стрит, чтобы проповедовать по всему миру: в Китай, Японию, Филиппины, Индию, Южную Африку, Египет.

 

Выдающийся миссионер пятидесятнического всемирного союза церквей Густав Герберт Шмидт впоследствии кратко подводил итог волнообразным пробуждениям динамичной Реформации, говоря: «В дни Пятидесятницы чудесно зародилась и расцвела Церковь Христова. Затем она постепенно стала отходить от Божественного плана развития и, опускаясь все ниже, достигла в средние века предела своего падения. С тех времен начался подъем из глубин падения через различные пробуждения. Бог давал людям открывать одну истину за другой, которые до сего времени были закрыты и засыпаны мусором суеты, так: А). Реформация открыла истину оправдания верой, а не делами. Б). Баптизм открыл истину крещения после покаяния и уверования. В). Чарльз Весли провозгласил истину освящения. Г). Позднейшие религиозные движения обнаружили и превознесли истину второго пришествия нашего Господа Иисуса Христа. Д). Затем открылась истина исцеления тела. Е). И, наконец, движение Святой Пятидесятницы торжествующе шествует по всему миру, возвещая истину крещения Святым Духом, а чудеса и знамения сопровождают проповедь этой истины.

Заключительная стадия развития общины христовой должна быть также чудесна, как и начало ее».

 

Так была образована церковь пятидесятников. Подводя итог этой главе, необходимо сказать, что Пятидесятничество появилось не как обособленная, замкнутая сама в себе церковь, а как широкое движение, целью которого было стать достоянием любой и каждой христианской деноминации.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: