Глава 2. Внутренний мир героини в произведении Марины Нефедовой «Лесник и его нимфа»

Роман «Лесник и его нимфа» впервые был опубликован в 2016 году. Это история взросления семнадцатилетней школьницы Лиды Литовченко («Имя свое она ненавидела, поэтому из имени и фамилии получилась Лита») и девятнадцатилетнего студента Саши.                                                                  

 Повествование в произведении «Лесник и его нимфа» начинается с рассказа о семнадцатом дне рождении Литы. С помощью эпитета, который описывает выражение лица главной героини, читатель понимает, что она не была рада празднику, устроенному в честь неё. «Лита с каменным лицом отсидела за столом», где не было ее «приятелей», а были приглашены только родственники и знакомые. Она «ни разу даже не улыбнулась». Также в этот день рождения Лита отвечает на вопрос Ларисы (маминой подруги) о ее самом заветном желании: «– Я хочу, чтобы меня не было. Нет, не то чтобы я умерла, а просто не было. Никогда.» Такое начало произведения интересует читателя, заставляет его задуматься о мотивации ее поступков. На протяжении всего произведения Марина Нефедова делает акцент не на происходящие последовательные действия, а на внутренние изменения, искания главной героини. Ключевая роль в романе отведена внутреннему миру героини, ее взрослению, а также социализации.                                                     

 Также мы можем отметить, что в произведении «Лесник и его нимфа» есть скрытый подтекст. Так, например, эпитет «безоблачное, как всем казалось,  детство» в романе имеет не свое прямое значение, которое подразумевает радостно проведенное время без проблем, а представлен как антитеза, обозначающая трудности, с которыми пришлось столкнуться главной героине в детстве. Переезд на новое место жительства сыграл большую роль в дальнейшем формировании поведения и мировоззрения Литы, он стал для неё «катастрофой». Сначала «она была впечатлительной девочкой, но очень скрытной», «училась Лидочка хорошо и была в меру послушной». С появлением отдельной двухкомнатной квартиры произошел ряд событий, которые ее не радовали: из семьи «ушел папа», «новый класс её не очень принял», «новая школа ей совсем не нравилась». Лита «упорно не понимала» своего отца, их общение сократилось до телефонных звонков, она «разучилась плакать». Эта деталь очень значительна, так как она показывает переломный момент в жизни главной героини, она закрывается, не хочет открывать себя другим окружающим её людям. «Для Литы же с четырнадцати лет жизнь стала невыносимой.» Отсутствие друзей в школе, конфликт с лидером класса привели Литу к одиночеству. «Этот седьмой класс Лита еле пережила». Книги («Поэты Серебряного века»), подруга детства, которую звали Маша, желание играть на гитаре и сочинять собственные песни были единственным счастьем, которое осветляло темный период жизни героини. Встреча с «Манькой» и знакомство с её друзьями повлияли на Литу, ей «надоело быть всем чужой, что она сразу и безоговорочно вошла в систему». Она изменила свой образ жизни, надела маску, стала скрывать свою истинную сущность, свои подлинные чувства. «Жизнь обретала цвет и звук.» «Невзирая на школьное возмущение, она заявлялась в школу в рваных джинсах и старом растянутом свитере, с распущенными волосами и в хайратнике». «Она делала все, чтобы быть не такой, как все. Могла станцевать рок-н-ролл на сиденье в автобусе. В тридцатиградусную жару ходила в черной куртке с длинными рукавами, а в мороз надевала плащ». «Только внутри она оставалась все той же девочкой, которая больше всего на свете хотела ходить с папой в зоопарк». Поступки не всегда отображают внутренний мир человека, по ним нельзя судить, насколько духовно развит человек.
         Одним из ключевых моментов в произведении становится встреча Литы с Сашей. Небезразличность и способность сочувствовать и сопереживать другим сразу подкупают Литу. Ей важны такие качества. Умение искусно чертить производит на нее огромное впечатление, что отражает её способность видеть прекрасное. Также ей нравилось доставлять удовольствие людям, нравилось вгонять толпу «в состояние всеобщего кайфа» своим пением.  Познакомившись с Сашей, Лита нашла человека, с которым она могла обсуждать веру в Бога, религию. С помощью нее главная героиня старается объяснить цель и смысл жизни, некоторые происходящие события. Она читает Евангелие, которое оказывает на неё огромное эмоциональное влияние. Хоть Лита и бросила вызов всему миру, но она не забывала понятие нравственности, когда речь заходила о Боге и священных людях. Сходив в церковь и получив икону, она «проверила, не положила ли сдуру случайно сигареты в тот же карман», что и ее. Общаясь с Сашей, главная героиня меняется, проникается к нему симпатией. Узнав историю его детства, «ей первый раз за последние два года захотелось плакать». Он меняет её отношение к знакомству с Федей. Он уверил её, что «попробовать лучше, чем так мучиться». Саша видит ее настоящую, скрытую под маской безразличия.  «Ты такая мрачная по жизни, а песни у тебя совсем другие…». Он пытается сказать ей об этом, но ее это пугает, ей не хочется выходить из зоны комфорта, показывать свои настоящие чувства, эмоции и мысли, поэтому между ними возникает конфликт, и в тоже время назревает внутренний конфликт героини. «Ты повязана по рукам и ногам. Рабыня Изаура свободнее тебя». У неё срабатывает защитная реакция, которая заставляет её делать необдуманные поступки. Она открывает двери вагонов в тамбуре. Одна оказалась не заперта. Но к удачному стечению обстоятельств ей помог мужчина, оттащил её от двери. Но все-таки она понимает, что хотел донести до неё Саша. «Ты попал в точку. Я не свободная совсем». «Мне надоело, что нужно быть в каких-то правилах. Говорить сутками о всякой чуши и считать, что это и есть настоящая жизнь». Лите тяжело принять себя, но она старается это сделать. В это же время главной героини предстает выбор между развитием своих творческих способностей под началом Феди и любовью. Лита больше всего хотела быть вместе с Лесником, но он влияет на её выбор, отмечая, что она не может жить без пения и музыки. Главная героиня не услышала того, что она хотела. «… она хотела, чтобы Лесник ей сказал, что она ему нужна». Литу одолевали сомнение по поводу выбранного её пути. Запутавшись в себе, она обрывает связь с человеком, который за последнее время стал для неё очень близким и мог повлиять на ее взгляды. Она старается отвлечь себя от совершенного выбора и выпивает большое количество таблеток, но вовремя осознает совершенный ею поступок,  звонит подруге и просит её о помощи. Лита не хотела умирать, ей надо было забыть о Леснике, который очень сильно повлиял на её жизнь. В этом эпизоде главная героиня просит Господа не забирать у неё жизнь. Она верит, что именно от него зависит существование всего живого на земле, он дарит и забирает жизнь. Все обошлось, Лита осталась жива.                                          

 Главная героиня полностью отдает себя работе, развитию своих способностей, вместе с Федей они выступают на «квартирниках», она обновляет свой круг общения, знакомиться с новыми людьми. Но в душе она не счастлива, частенько Лита замечает, что её мысли все больше и больше занимает Саша. Однажды она узнает, что лесник болен раком. Этот момент дал ей понять, что она сделала неправильный выбор. Несмотря на мнение со стороны, Лита решает помогать Леснику. В конце произведения мы видим уже почти полностью сформировавшуюся личность, способную на принятие самостоятельных решения. Она добивается своего счастья – быть вместе с Лесником.

  Итак, Марина Нефедова в своем произведение описывает развитие духовного мира главной героини. Из закрытой девочки, которая не хотела показывать окружающим свои настоящие эмоции и чувства, Лита превращается в самостоятельную личность, которая способна повлиять на развитие своего жизненного пути. Её внутренний мир формируется посредством обстоятельств, окружающих её людей, религии, веры в сверхъестественное и умения анализировать собственные поступки и признавать свои ошибки.




Заключение

 В своём произведении Марина Нефедова не просто описывает последовательность событий, а изображает взросление главной героини, формирование и развитие ее внутреннего мира.  

 Автор показывает, что духовный мир героини складывается с помощью её стремления к саморазвитию, желанием самореализоваться  (Лита играет на гитаре, сочиняет музыку, тем самым развивает свой талант, перебарывает свой страх и идет навстречу новым знакомствам, ради профессионального роста), а также посредством воздействия окружающих на неё, общения. В зависимости от социума главная героиня меняется. В четырнадцать лет подруга Литы «из музыкалки» «спела под гитару Окуджаву», вызвала интерес к своему творчеству у главной героини, что Литовченко сама захотела научиться играть на гитаре. После этого Лита знакомится с окружением своей подруги детства, она меняет свой образ жизни, прогуливает уроки, начинает плохо учиться. Неожиданная встреча с Сашей заставляет главную героиню переосмыслить сущность жизни с помощью веры в Бога. Знакомство с Федей и его окружением является неотъемлемым составляющим в развитии музыкальных способностей Литы.

 Кроме того внутренний мир состоит из системы взглядов: религиозных и обыденных (житейских), из эмоций и чувств, мыслей. Он формирует человека как личность.  

 В конце произведения эмоционально незавершенный внутренний мир Литы, для которого характерны «категоричность суждений» и внутренняя незрелость»,  становится эмоционально завершенным, так как она перестала пренебрегать чужим мнением, стала способна к рефлексии, самоанализу, признанию и осмыслению собственных ошибок.

     



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: