Раздел учебного курса | Кол-во часов | Элементы содержания | |
1. | Обследование | 10 | |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Логопедический кабинет должен быть оснащен оборудованием для диагностики и коррекции речи обучающихся с НОДА, имеющих различные по форме и тяжести речевые и языковые нарушения.
Логопедические занятия с обучающимися проводятся в специально оборудованном кабинете, оснащенном дидактическим и практическим наглядным материалом, в котором имеются:
- логопедическое настенное зеркало с лампой дополнительного освещения;
- стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы;
- ученические столы, стулья по количеству занимающихся;
- книжный шкаф для хранения дидактического, раздаточного материала к занятиям;
- классная магнитная доска;
- комплект логопедических зондов для постановки звуков, шпатели;
- индивидуальные зеркала для занимающихся коррекцией звукопроизношения;
- вата,бинт, ватные палочки, бумажные и спиртовые салфетки. для обработки зондов, одноразовые перчатки, полотенце, жидкое мыло;
- дыхательные тренажеры, пособия для развития речевого дыхания;
- наглядный дидактический материал, систематизированный и сложенный в отдельные коробки, конверты и папки;
- настенная касса букв и слогов;
- компьютер с обучающими программами «Домашний логопед», «Говори правильно»;
- магнитофон, кассеты с записью литературных произведений для коррекции звукопроизношения;
- сурдо –логопедический тренажер «Дельфа-130»;
- тренажер «Монолог»для коррекции речи;
- развивающие игры для развития памяти, внимания, зрительного и слухового восприятии, логического мышления;
- стенды информационного блока, таблицы, связанные с коррекционным процессом;
- набор звучащих, шумовых игрушек для развития фонетического восприятия, слуховой памяти и внимания;
- наглядный материал для развития двигательных функций (мелкой, общей);
- презентации учителя-логопеда по темам занятий;
- учебные пособия, словари, справочники, сборники, различные методические разработки, консультации для родителей и педагогов, научно-методическая литература, подшивка журналов «Дефектология», «Школьный логопед».
- документация учителя-логопеда для фиксирования коррекционного процесса, для подведения итогов работы в течение и в конце учебного года: журнал первичного обследования, речевые карты на каждого обучающегося, речевые профили классов, журнал посещаемости детьми индивидуальных и групповых логопедических занятий, дневники наблюдений за речевым продвижением, отчеты за текущий учебный год.
Используемая литература:
1. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. - М.: Просвещение, 2004. - 68с.
- Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. - М.: Владос, 2002. - 154с.
3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия – М.:, 2006 – 319 с.
- Волкова JI.C., Шаховская С.Н. Логопедия. - М.: Просвещение, 1998. - 68с.
- Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. - М.: Просвещение,1988. - 124с.
- Воронкова В.В., Перова М.Н. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. - М.: Владос, 2001.
7. Винарская Е.Н. Дизартрия – М.: АСТ: Астрель, Транзиткнига, 2005 – 141, с.: ил., - (Библиотека логопеда).
- Выготский Л. C. Вопросы детской (возрастной) психологии. - М.: Просвещение, 1984. - т.4-318с.
- Ефименкова Л. H. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. -М.: Просвещение, 1992. -76с.
10. Зуева Л.Н. Занимательные упражнения по развитию речи: Логопедия для дошкольников. В 4-х альбомах. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
11. Ишимова О.А., Бандарчук О.А. «Логопедическая работа в школе». Работаем по новым стандартам. М., «Просвещения», 2012г.
12. Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. - Ярославль: Академия развития, 2006.
- Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - М.: Просвещение, 1997.
- Краткий дефектологический словарь. - М.: Просвещение, 1964.
15. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
16. Лазаренко О.И. Логопедический альбом. – М.: Айрис-пресс,2006.
17. Логопедия. Методическое наследие. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи М.: Владос, 2003 кн.5, с. 300-319
18. Логопедия. Методическое наследие. Нарушения голоса и звука – произносительной стороны речи. М.: Владос, 2003 кн.1, с. 103-300.
19. Лопатина Л.В, Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формы дизартрии. С.Петербург, «Союз»,2004,с.3-188.
20. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М..: 2001 с. 58-75, 115-142.
21. Новикова Е.В. Зондовый массаж. Наглядно-практическое пособие. М.:2000 с. 3-494.
22. Нищева Н.В. примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
23. Нищева Н.В. Занимаемся вместе.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
24. Парамонова Л.Г. Нарушения речи у учащихся вспомогательной школы и пути их коррекции. Обучение во вспомогательной школе. – М.: 1973.
25. Правдина О.В. Логопедия. М.: «Просвещение», 1969.
26. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М.: 1979.
27. Петрова В.Г. Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. с. 3-253.
28. Соколенко Н.И. Посмотри и назови. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей – 2кн. 2006.
29. Учебник для пед.вузов Олигофренопедагогика.
- Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем. С-П., 1998. с.3-3
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Индивидуально-групповых занятий (вариант 6.2 ФГОС НОО ОВЗ.)
А» кл. 102 часа
№ п/п | Дата | Тема занятия. | Часы | Элементы содержания | Деятельность учащихся | Материалы к занятию, ИКТ |
1 | 02. - 04. 09 | Обследование импрессив-ной речи. | Беседа по картинкам, алфавиту | Обследование звукопро изношения | цветные иллюстрации, магнитная доска | |
2 | 05 - 06. 09 | Обследование связной речи. | Беседа по сюжетной картинке | Выявить степень сформиро ванности развернутого, са мостоятельного высказы вания. | цветные иллюстрации, магнитная доска | |
3 | 09. 09 | Обследование словарного запаса. | Беседа по сюжетной картинке | Выявить соответствует ли словарь возрастной кате гории | цветные иллюстрации, магнитная доска, настольно-печатные игры | |
4 | 10. 09 | Обследование грамматичес кого строя речи. | 1 | Беседа по сюжетной картинке | Выявить правильность построения граммати ческой структуры предло жения | цветные иллюстрации, магнитная доска |
5 | 11. 09 | Обследование слоговой структуры слова. | 1 | Повторение сложных сло говых рядов и слов слож ной слоговой структуры | Повторение сложных сло говых рядов и слов слож ной слоговой структуры | цветные иллюстрации, магнитная доска |
6 | 12. 09 | Обследование чтения. (зрительного воприятия графических объектов) | 1 | Чтение текста «Узнай предмет по конту ру», «Найди различия» | Выявить наличие нарушений чтения | цветные иллюстрации, магнитная доска, настольно-печатные игры |
№ п/п | Дата | Тема занятия. | Часы | Элементы содержания | Деятельность учащихся | Материалы к занятию, ИКТ |
7 | 13. 09 | Обследование письма | 1 | Проведение диктанта | Выявить наличие наруше ния письма | цветные иллюстрации, магнитная доска. |
8 | Вводное занятие | 1 | Знакомство детей с логопедическим кабинетом, его оборудованием, и с новыми требованиями | |||
9 | Уточнение и развитие временных отношений | 2 | Обобщение и система тизация знания детей об основных единицах вре мени, о периодах челове ческого возраста. Наблюдение и определе ние временной последо вательности каких-либо действий и событий. Понятия: вчера, сегодня, завтра, послезавтра; утро, день, вечер, ночь; времена года; дни недели…. | Должны уметь: - слушать и слышать учителя-логопеда, не пере ключаясь на посторонние воздействия. - уметь понять и принять учебное задание, поставленное в вербальной форме. Должны быть сформиро ваны элементарные опти ко-пространственные и вре менные представления Должны быть сформиро ваны представления о вре мени года | цветные иллюстрации, лопаточки слов, сбор ники Лопухиной И.С., Богомолова. Картинки осень, деревья, кустарники, | |
10 | Уточнение и развитие про странственных представле ний. | 2 | Определение схемы соб ственного тела, правого и левого направлений в про странстве. Установление простран ственных взаимоотноше ний объектов; последо вательности предметного ряда, числового ряда. Расширение и активизация лексического запаса на заданную тему | Должны уметь: - слушать и слышать учи теля-логопеда, не переклю чаясь на посторонние воз действия. - уметь понять и принять учебное задание, поста вленное в вербальной фор ме. Должны быть сформиро ваны элементарные опти ко-пространственные и временные представления. | цветные иллюстрации. Схема человека. Игра верх — низ, вправо — влево. | |
Звуки речи и слова, звук А, буква А | 3 | Артикуляционная харак теристика звука. Выделение начального гласного в слове. | Должны уметь: - слушать и слышать учи теля-логопеда, не пере ключаясь на посторонние воздействия. - уметь понять и принять учебное задание, постав ленное в вербальной фор ме. | цветные иллюстрации, Азбука разрезная, про филь звука А, предмет ные картинки на звук А. сборники Лопухи ной И.С., Богомолова. | ||
Звуки речи и слова. Звук, буква О. Буквы А — О. | 3 | Артикуляционная харак теристика звука. Дифференциация букв а-о | Расширение и активизация словаря | цветные иллюстрации, Азбука разрезная, про филь звука О, предмет ные картинки на звук О. сборники Лопухиной | ||
Звуки речи и слова. Звук И, буква И | Артикуляционная харак теристика звука. Выделение начального гласного в слове, | Расширение и активизация словаря | цветные иллюстрации, Азбука разрезная, про филь звука И, предмет ные картинки на звук И сборники Лопухи ной И.С., Богомолова. | |||
Звуки речи и слова. Звук Ы, буква Ы. Дифференциация Ы — И. | 3 | Артикуляционная харак теристика звуков, сравнение. Звуковой анализ слов типа пыль, Тима, мыло, кит. | Выделение ударного глас ного. Звуковой анализ слов типа пыль, Тима, мыло, кит. | цветные иллюстрации, Азбука разрезная, про филь звука Ы, предмет ные картинки на звук Ы. сборники Лопухиной И. | ||
Звуки речи и слова. Звук У, буква У | 3 | Артикуляционная харак теристика звука. Выделение начального гласного в слове, | Выделение ударного глас ного | цветные иллюстрации, азбука разрезная, про филь звука У, предмет ные картинки на звук У сборники Лопухи ной И.С., | ||
Звуки речи и слова. Звуки Н Н*, буква Н. Дифференциация Н - Н* | 3 | Артикуляционная харак теристика звуков, сравне ние, | Расширение и активизация словаря | цветные иллюстрации, азбука разрезная, профи ли звука Н Н*, предме ные картинки на звуки Н Н* сборники Лопухиной И.С., | ||
Звуки речи и слова. Звуки С С*, буква С. Дифференциация С - С*, Определение места в слове, | 3 | Артикуляционная харак теристика звуков, сравне ние. Постановка звука С | Выделение ударного гласного. Определение места в слове. Звуковой анализ слов типа «Санки», «Гуси», «Сок» «Гусь» | цветные иллюстрации, азбука разрезная, профи ли звука С С*, предме ные картинки на звуки С С* сборники Лопухиной И.С., Богомолова И. «Живые звуки». | ||
Звуки речи и слова. Звуки К К*, буква К. Дифференциация К-К* | 3 | Артикуляционная харак теристика звука. | Звуковой анализ прямого и обратного слога типа «ка» «ак» Расширение и активизация словаря. | цветные иллюстрации, азбука разрезная, профи ли звука К К*, предме ные картинки на звуки К К* сборники Лопухиной И.С., Богомолова. | ||
Звуки речи и слова. Звуки Т Т* и букваТ, | 3 | Артикуляционная харак теристика звука. | Звуковой анализ обратного слога типа «ат» Расширение и активизация словаря. | цветные иллюстрации, азбука разрезная, профи ли звука Т Т*, предме ные картинки на звуки Т Т* сборники Лопухиной И.С., | ||
№ п/п | Дата | Тема занятия. | Часы | Элементы содержания | Деятельность учащихся | Материалы к занятию, ИКТ |
Звуки речи и слова. Звуки Л-Л*, буква Л. ДифференциацияЛ-Л* | 3 | Артикуляционная харак теристика звуков. Постановка звука Л. Определение места в слове, | Звуковой анализ слов типа «Лапа», «Липа, «алый» «ил» Расширение и активизация словаря. | цветные иллюстрации, азбука разрезная, профи ли звука Л Л*, предме ные картинки на звуки Л Л* сборники Лопухиной И.С., Богомолова. | ||
Звуки речи и слова. Звуки Р-Р*, и буква Р Дифференциация Р-Р*, Дифференциация Р-Л | 3 | Артикуляционная харак теристика звуков. Постановка звука Р Определение места в сло ве. | Звуковой анализ слов типа «Рак», «Рис», «Роса» «Русь» | цветные иллюстрации, азбука разрезная, профи ли звука Р Р*, предме ные картинки на звуки Р Р* сборники Лопухиной И.С., Богомолова. | ||
Звуки речи и слова. Звуки В В*, букв В. Дифференциация В - В*, Определение места в слове. | 3 | Артикуляционная харак теристика звуков. | Звуковой анализ слов типа «Вата», «Винт» Выделение ударного гласного. Определение места в слове. | цветные иллюстрации, азбука разрезная, профи ли звука В В*, предме ные картинки на звуки В В* сборники Лопухиной И.С., | ||
Звуки [йэ], [‘э] Буква Е, | 3 | Гласные второго ряда | Расширение и активизация словаря | цветные иллюстрации, азбука разрезная, про филь [й’э] Е, предметные картинки сборники Лопухиной И.С., | ||
Звуки речи и слова. Звуки П П* и буква П | 3 | Артикуляционная харак теристика звуков. | Звуковой анализ слов типа «парк», «пик» Расширение и активизация словаря по. | цветные иллюстрации, азбука разрезная, профи ли звука П П*, предме ные картинки на звуки П П* сборники Лопухиной И.С., | ||
№ п/п | Дата | Тема занятия. | Часы | Элементы содержания | Деятельность учащихся | Материалы к занятию, ИКТ |
Звуки речи и слова. Звуки М М*, буквы М. Дифференциация М - М*. | 3 | Артикуляционная харак теристика звуков, сравне ние, | Звуковой анализ слов типа мак, мир, море, мера. Выделение ударного гласного. | цветные иллюстрации, азбука разрезная, профи ли звука М М*, предме ные картинки на звуки М М* сборники Лопухиной И.С., | ||
Звуки речи и слова. Звуки З З*, буква З. Дифференциация З-З* Дифференциация С-З, | 3 | Артикуляционная харак теристика звуков, сравне ние. Постановка звука З Анализ слов типа «зубы», «козы» | Анализ слов типа «коза», «зенит», «зубы», «зима» Расширение и активизация словаря.. | цветные иллюстрации, азбука разрезная, профи ли звука З З*, предме ные картинки на звуки З З* сборники Лопухиной И.С., Богомолова. | ||
Звуки речи и слова. Звуки Б Б*, буква Б. Дифференциация Б-Б* Дифференциация П-Б. | 3 | Артикуляционная харак теристика звуков, сравне ние. | Анализ слов типа «бант», «бинт» Выделение ударного глас ного. Расширение и активизация словаря. | цветные иллюстрации, азбука разрезная, профи ли звука Б Б*, предме ные картинки на звуки Б Б* сборники Лопухиной И.С., | ||
Звуки речи и слова. Звуки Д Д*, буква Д. Дифференциация Д - Д* Дифференциация Т-Д, Т*-Д* | 3 | Артикуляционная харак теристика звуков, сравнение Определение места в слове, | Расширение и активизация словаря. | цветные иллюстрации, азбука разрезная, профи ли звука Д Д*, предме ные картинки на звуки Д Д* сборники Лопухиной И.С., | ||
Звуки [йа], [‘а] Буква Я, | 3 | Гласные второго ряда | Расширение и активизация словаря | цветные иллюстрации, азбука разрезная, про филь [й’э] Е, предметные картинки сборники Лопухиной И.С., | ||
№ п/п | Дата | Тема занятия. | Часы | Элементы содержания | Деятельность учащихся | Материалы к занятию, ИКТ |
Звуки речи и слова. Звуки Г-Г*, буква Г. Дифференциация Г-Г* Дифференциация Г-К | 3 | Артикуляционная харак теристика звуков, сравне ние Определение места в слове, | Расширение и активизация словаря Анализ слов типа «губы», «вагон» «бумага» | цветные иллюстрации, азбука разрезная, профи ли звука Г Г*, предме ные картинки на звуки Г Г* сборники Лопухиной И.С., | ||
Звуки речи и слова. Звук Ч, буква Ч. | 3 | Артикуляционная харак теристика звуков. Постановка звука Ч. Определение места в слове, | Расширение и активизация словаря. | цветные иллюстрации, азбука разрезная, профи ли звука Ч, предме ные картинки на звук Ч сборники Лопухиной И.С., Богомолова. | ||
Буква ь | Расширение и активизация словаря. | |||||
Звуки речи и слова. Звук Ш, буква Ш. Дифференциация С-Ш | 3 | Артикуляционная харак теристика звуков. Постановка звука Ш | Расширение и активизация словаря. | цветные иллюстрации, азбука разрезная, профи ли звука Ш, предме ные картинки на звук Ш сборники ЛоРасширение и активизацРасширение и активизация словаря. ия словаря. пухиной И.С., Богомолова. | ||
Звуки речи и слова. Звуки Ж, буква Ж, Дифференциация Ж-Ш, З - Ж | 3 | Артикуляционная харак теристика звуков. Постановка звука Ж | Определение места в сло ве. Расширение и активи зация словаря. | цветные иллюстрации, азбука разрезная, профи ли звука Ж, предмет ные картинки на звук Ж сборники Лопухиной И.С., Богомолова. | ||
Звуки [йо], [‘о] Буква Ё | 3 | Гласные второго ряда | Расширение и активизация словаря | цветные иллюстрации, азбука разрезная, про филь [й’о] Ё, предметные картинки сборники Лопухиной И.С., | ||
Звуки речи и слова. Звук Й, буква Й. Дифференциация Й-Л*, | 3 | Артикуляционная харак теристика звуков, сравне ние | Звуковой анализ прямого и обратного слога. Расширение и активизация словаря. | цветные иллюстрации, азбука разрезная, про филь звука Й, сборники Лопухи ной | ||
Звуки речи и слова. Звуки Х-Х*, буква Х. Дифференциация Х-Х*, Дифференциация К-Х | 3 | Артикуляционная харак теристика звуков, сравне ние, | Звуковой анализ слов типа халат, хит, хор, хирург, пух, кот. Расширение и активизация словаря. | цветные иллюстрации, азбука разрезная, профи ли звука Х Х*, предме ные картинки на звуки Х Х* сборники Лопухиной И.С., | ||
Звуки [йу], [‘у] Буква Ю | 3 | Гласные второго ряда | Расширение и активизация словаря | цветные иллюстрации, азбука разрезная, про филь [й’о] Ё, предметные кЗвуки [йу], [‘у] Буква Ю артинки сборники Лопухиной И.С., | ||
Звуки речи и слова. Звук Ц, буква Ц, | 3 | Артикуляционная харак теристика звуков. Постановка звука Ц. | Определение места в слове, Расширение и активизация словаря по теме. | цветные иллюстрации, азбука разрезная, профи ли звука Ц, предмет ные картинки на звук Ц сборники Лопухиной И.С., Богомолова. | ||
Звуки речи и слова. Звук Э, буква Э | 3 | Артикуляционная харак теристика звука. Выделение начального гласного в слове, | Расширение и активизация словаря | цветные иллюстрации, Азбука разрезная, про филь звука Э, предмет ные картинки на звук Э сборники Лопухи ной | ||
№ п/п | Дата | Тема занятия. | Часы | Элементы содержания | Деятельность учащихся | Материалы к занятию, ИКТ |
Звуки речи и слова. Звук Щ, буква Щ. Дифференциация Щ-С,* Дифференциация Щ-Ч, Щ-Т* | 3 | Артикуляционная харак теристика звуков. Постановка звука Щ | Определение места в слове. Расширение и активизация словаря по теме. | цветные иллюстрации, азбука разрезная, профи ли звука Щ, предме ные картинки на звук Щ сборники Лопухиной И.С., Богомолова. | ||
Звуки речи и слова. Звуки Ф-Ф*, буква Ф. Дифференциация Ф-Ф*, | 3 | Артикуляционная харак теристика звуков, сравне ние, | Звуковой анализ слов типа халат, хит, хор, хирург, пух, кот. Расширение и активизация словаря. | цветные иллюстрации, азбука разрезная, профи ли звука Ф Ф*, предме ные картинки на звуки Ф Ф* сборники Лопухиной И.С., | ||
Буквы Ь, Ъ | Расширение и активизация словаря. | |||||