В содержании профессиональной пробы выделяют следующие этапы:
· Вводно-ознакомительный этап - сбор общей информации об обучающемся, о его профессиональных предпочтениях и интересах, о целях и задачах реализуемого проекта, о понимании сути профессиональной пробы и основных направлениях деятельности на стажировочной площадке и т.п. Средством получения необходимой информации об обучающихся может быть анкетирование, ознакомительная беседа, собеседование. Полученная информация дает возможность определить состояние общей готовности школьника к выполнению профессиональной пробы.
· Подготовительный этап - выявление знаний и умений обучающихся в области той профессиональной деятельности, в которой предполагается проведение пробы. Обучающиеся знакомятся с реальной деятельностью наставников, специалистов в ходе посещения предприятий, учреждений, встреч с профессионалами из области трудовой деятельности, предполагаемой для выполнения профессиональной пробы. На данном этапе кроме диагностических решаются и дидактические задачи по приобретению теоретических знаний. У обучающихся формируются представления о том виде деятельности, который им предстоит выполнять в ходе профессиональной пробы. Полученные данные используются при определении уровня их подготовленности для проведения пробы и при анализе результатов ее выполнения в целом.
· Исполнительский этап - комплекс теоретических и практических заданий. Практическое выполнение заданий профессиональной пробы осуществляется по следующей схеме: задание – условие - результат. Перед обучающимися ставится задача (задание) конкретной степени трудности (уровня сложности), проблемности, оговариваются условия, которые необходимо соблюдать при выполнении заданий, и определяется тот продукт деятельности (результат), который обучающийся должен получить по завершении цикла профессиональной деятельности. В ходе профессиональных проб наставник совместно с тьютором выявляет, формирует и закрепляет необходимый объем знаний и умений, которые требуются для качественного выполнения заданий (краткое изложение теоретических сведений, связанных с технологией, практические упражнения с рабочим инструментом, инструкционными, технологическими картами, чертежами; выполнение простейших технологических операций, графических, измерительных, вычислительных работ; подробное консультирование; показ правильных рабочих действий, движений, приемов и т.д.).
Каждый этап практического выполнения заданий профессиональной пробы предполагает получение законченного продукта деятельности учащегося и оценку практических заданий данного этапа.
Прогнозируемый результат по итогам проведения профессиональных проб:
· получение обучающимися дополнительной информации о содержании интересующей их специальности, а также получение квалифицированных консультаций по проблеме, которую им нужно решить;
· закрепление и углубление знаний, полученных обучающимися в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по знакомым профессиям.
Профессиональные пробы всегда завершаются подведением итогов: составлением отчета и его обсуждением, в ходе которого выясняется, изменились ли профессиональные намерения обучающихся, какие трудности и сомнения они испытывали при выполнении пробы, какие индивидуальные черты обучающегося позволили/не позволили ему выполнить задание на требуемом уровне, даются необходимые рекомендации наставником.
Продолжительность и регламент профессиональных проб, разработка и утверждение локальных нормативных документов определяются самостоятельно образовательными организациями и согласуются с наставниками. Профессиональные пробы проводятся в учреждениях и организациях – ведущих предприятиях региона различных отраслей.
Основной функционал наставников проектных команд, являющиеся руководителями профессиональных проб:
· ответственность за соблюдение учащимися правил техники безопасности,
· осуществление контроля над соблюдением сроков профессиональных проб и их содержанием,
· оказание методической помощи учащимся при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к отчёту,
· оценивание результатов выполнения учащимися программы профессиональных проб.
Социальные пробы
Социальная проба — особый вид социальной активности обучающихся, связанной с выполнением специально организованной социальной деятельности в экономической, политической и духовной сферах. В ходе социальных проб подросток получает информацию о социальных объектах и явлениях, приобретает и осознаёт опыт своего взаимодействия с другими людьми. Социальная проба предполагает самооценку обучающимся своих возможностей на основе последовательного выбора способа социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей. Социальные пробы позволяют сформировать у молодых людей определенную социальную позицию и ответственность.
Цели социальных проб:
· восприятие и осознание обучающимися - участниками Программы информации о своём социальном окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной компетентности и эффективности собственных действий;
· приобретение и осмысление качественно нового опыта социального взаимодействия.
Задачи социальных проб:
· сбор максимально разнообразной информации о социальном явлении, социальном учреждении/социальной организации, социальной среде, социальных отношениях;
· знакомство с функционированием социального объекта;
· комплексный анализ полученной информации, проведение её верификации (проверка на истинность);
· прямое взаимодействие с социальным объектом оптимальным способом;
· рефлексия полученного опыта.
Этапы социальных проб:
· выбор темы социальной пробы всей проектной команды или тематики социальной пробы в соответствии с разделением учащихся по интересам;
· определение целей работы каждого участника проектной команды или проектной команды в целом;
· формулирование перечня индивидуальных заданий;
· составление плана сбора информации о социальном объекте;
· формирование групп в составе проектной команды для осуществления отдельных шагов социальной пробы;
· выполнение практических действий с целью получения информации о социальном объекте;
· анализ и структурирование полученной информации в проектных командах;
· коллективное обсуждение итогов работы групп в составе проектной команды и проектной команды в целом.
Объекты деятельности в ходе социальных проб:
· социальные институты: инспекция по делам несовершеннолетних, отделение пенсионного фонда, отделение социального обеспечения граждан, центр психологической работы с детьми, подростками, дом культуры, учреждения здравоохранения, центры досуга (клуб, дискотека, выставка и др.) и другое,
· социальная среда: городской, сельский ландшафт, социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, игровые и спортивные площадки, стадионы и т.п.), территория школы, улицы микрорайона и другое,
· социальные явления: «социальные негативы» — девиантное поведение детей и подростков, курение, наркомания, употребление ненормативной лексики в общении, алкоголизм, фанаты, и другое,
· социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое влияние и др.).
Наиболее распространенные виды социальных проб:
· Экскурсия
· Интервью
· Анкетирование
· Пресс-конференция
· Наблюдение
· Социологическое исследование
· Встреча с компетентным специалистом
Общее руководство профессиональными и социальными пробами в рамках реализации Программы АСИ «Кадры будущего для регионов» осуществляют члены регионального проектного офиса. Наставник составляет отзыв, содержащий описание проделанной работы и оценку отношения обучающегося к данному виду деятельности.
Приложение