Тема 4. Приемы и техники использования проективных карт в работе психолога и психотерапевта

СПИСОК ТЕМ (когда выберете вопрос для реферата, определите к какой теме он относится, тему и номер вопроса пишем на титульнике)

Тема 1.Понятие и психологический феномен проекции.

Тема 2. История возникновения и развития проективных методов в психологии и психотерапии

Тема 3. Проективные карты: обоснование использования.

Тема 4. Приемы и техники использования проективных карт в работе психолога и психотерапевта.

Тема 5. Использование модифицированного варианта рационально эмотивной терапии (рэт) А. Эллиса при работе с метафорическими ассоциативными картами.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ                                                                                                         (Если есть трудности в определении темы к выбранному вопросу реферата, смотрите содержание тем ниже)

Тема 1.Понятие и психологический феномен проекции.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

Необходимое условие возникновение проекции по З. Фрейду _________________________

Функция проекции по З. Фрейду _________________________________________________

Согласно Л. Беллаку апперцептивное искажение это ________________________________

Примеры проекций по:

- З. Фрейду ___________________________________________________________________

- М. Кляйну___________________________________________________________________

- Л. Беллаку___________________________________________________________________

- Л. Франку ___________________________________________________________________

Виды проекции:

1) классическая защитная проекция З. Фрейда ________________________________2) атрибутивная проекция  ________________________________________________3) аутистическая проекция  ________________________________________________4) рациональная проекция ________________________________________________5) Симилятивная проекция  _______________________________________________6) Проекция Панглосса или Кассандры ______________________________________7)Комплементарная проекция _____________________________________________8) Атрибутивная проекция ________________________________________________9) Простая прекция ______________________________________________________

Предполагаемая литература:

1. Holmes D. Dimensions of projection // Psychol. bull. 1968. - Vol.

2. Беллак Л. О проблемах концепции проекции. Теория апперцептивного искажения / Проективная психология. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс,2000. – С. 10–29.

3. Беллак Л., Абт Л., Оллпорт Г. и др. Проективная психология Изд.: Эксмо-Пресс, Апрель-Пресс, 2000 — 528 с.

4. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь, 2000. – 440 с.

5. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. – Киев: Ника-Центр, 1997. – 128

6. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. - СПб.; Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995.- 260с.

7. Франк Л.К. Проективные методы изучения личности / Проективная психология. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 69–85.

8. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии - М: Алетейя, 1997. – 224 с.

Тема 2. История возникновения и развития проективных методов в психологии и психотерапии

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

Проективные тесты - специально разработанные процедуры психодиагностического исследования личности, направленные на выявление латентных потребностей, трудностей, внутренних и внешних конфликтов, характера отношений с другими людьми, отношения к прошлому и будущему.

Латентные потребности это _____________________________________, например, _________________________________________________________

Внутренний конфликт это ______________________________________, например, _________________________________________________________

Внешний конфликт это ________________________________________, например, _____________________________________________________________________________

 

Л. Франком, выдвинувшим три принципа, лежащих в основе проективного исследования личности:

1. ___________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________________

 

Психоанализ это _______________________________________________________________

Его основные представители ____________________________________________________

 

Холистическая психология ______________________________________________________

Ее основные представители _____________________________________________________

 

Предвосхитившими создание проективных тестов, были работы В. Вундта и                      Ф. Гальтона. Ими использовался метод свободных ("словесных") ассоциаций. Но целью эксперимента было изучение характера и темпа реакций на слова-стимулы. Поэтому он только внешне был похож на проективную методику. Первым проективным тестом в привычном смысле этого слова был метод свободных ассоциаций К.Г. Юнга.

- Тест словесно-ассоциативный тест К. Юнга (1904-1905 гг.). Цель методики _____________________________________________________________________________

Процедура проведения _________________________________________________________

Предполагаемая литература:

1. Беллак Л., Абт Л., Оллпорт Г. и др. Проективная психология Изд.: Эксмо-Пресс, Апрель-Пресс, 2000 — 528 с.

2. Белый Б. Диагноз по чернильным кляксам //Наука и жизнь, 1989. - №6

3. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. – Киев: Ника-Центр,1997. – 128 с.

4. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.; Отв. ред. С.Б. Крымский. – Киев: Наук. думка, 1989. – 200с.

5. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М.: Изд-во МГУ, 1987.- с. 67

6. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л. Царук / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002.- 532с.

7. Франк Л.К. Проективные методы изучения личности // Проективная психология. – М.: Апрель Пресс, -во ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 69–85.

Тема 3. Проективные карты: обоснование использования.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

Метафорические ассоциативные карты позволяют:

1.________________________________________________________________

2. ______________________________________________________________

3.________________________________________________________________

4. ______________________________________________________________

5.________________________________________________________________

6. ______________________________________________________________

7.________________________________________________________________

8. ______________________________________________________________

Диапазон применения карт

· В групповой и индивидуальной работе психолога.

· В работе с взрослыми и детьми.

Метафорические ассоциативные карты можно использовать при работе в таких направлениях психотерапии как__________________________________________________

Наборы карт

карты «COPE или преодоление

Комплект из 88 карт-картинок в символической форме изображающих травматические и стрессовые ситуации и способы их разрешения. Категория: катартическая проективная методика Ограничения: с 10 лет.

 

Применение ____________________________________________________________________

Карты «PERSONA» (ПЕРСОНЫ)

77 карт-портретов (лица со всех континентов) плюс 33 карты-взаимодействия. Карты ПЕРСОНЫ предлагают возможность встретиться через игру и воображение с людьми многих культур. Категория: конструктивная проективная методика Ограничения: не стоит использовать с людьми с особенностями мышления

 

Применение _____________________________________________________________________

Карты «PERSONITA»

77 Портретов детей и молодежи всех стран и культур нашего мира и 44 карты ситуации об их отношениях, помогают придавать портретам движение, вызывая наши собственные внутренние истории о группах и семьях. Категория: конструктивная проективная методика Ограничения: не стоит использовать с людьми с особенностями мышления. Возраст – с 7 лет

 

Применение _____________________________________________________________________

 

Карты «ОН»

Состоят из двух колод, в каждую из которых входит 88 карт: первая колода состоит из карт с названиями различных жизненных ситуации, вторая из карт с изображениями, раскрывающими возможное содержание этих ситуаций. Всего существует 7744 возможные Категория: интерпретативная проективная методика Возрастные ограничения: с 12-ти лет.

 

Применение _____________________________________________________________________

Предполагаемая литература:

1. Metaphorische Karten OH Verlag. http://oh-cards-na.com/about/moritz-egetmeyer/

2. Беликова Т.В., Рощепкина Н.В. К проблемам внедрения современных технологий развития персонала в организации // Социальные науки. - 2014. - Т. 1. № 3-1 (3). - С. 18-23.

3. Иванова О.В. Мастер-класс «По следам ассоциаций…» или «Использование метафорических ассоциативных карт в практической работе педагога-психолога»// Социальная сеть работников образования «Наша сеть» - Эл. ресурс: http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2013/07/08/master-klass-po-sledam-assotsiatsiy-ili-ispolzovanie Опубликовано 08.07.2013

4. Кац, Г. Метафорические карты: руководство для психолога/ Г.Кац, Е.Мухаматулина.-М.: Генезис, 2014.-160с.

5. Киршке, В. Клубника за окном: ассоциативные карты для коммуникации и творчества/В.Киршке.-OH Verlag, 2010

6. Морозовская, Е. Мир проективных карт: обзор колод, упражнения, тренинги.-М.: Генезис, 2014.-168с.

7. Морозовская, Е. Проективные карты в работе психолога: полное руководство.- Одесса: Институт Проективных Карт, 2012

8. Электронный ресурс: www.OH-Cards-Institute.org

Тема 4. Приемы и техники использования проективных карт в работе психолога и психотерапевта.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

Клиенту предлагается рассмотреть и описать ему. Для большего раскрытия психолог помогает вопросами

· Если на картинке изображён человек, то психолог спрашивает клиента ____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Если на картинке изображено взаимодействие людей, то психолог спрашивает клиента ____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Если на картинке изображён пейзаж, то психолог спрашивает клиента _____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Если на картинке имеются различные предметы, то психолог спрашивает клиента ______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 - Составьте общий алгоритм работы с проективными картами.

Предполагаемая литература:

1. Metaphorische Karten OH Verlag. http://oh-cards-na.com/about/moritz-egetmeyer/

2. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Метафорические ассоциативные карты и поэтическая терапия в психотерапии синдрома эмоционального выгорания //СМАЛЬТА. 2014. № 3. С. 49-56.

3. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Метафорические ассоциативные карты в пространстве психокоррекции эмоциональной недостаточности //СМАЛЬТА. 2014. № 4. С. 71-78

4. Кац, Г. Метафорические карты: руководство для психолога/ Г.Кац, Е.Мухаматулина.-М.: Генезис, 2014.-160с.

5. Киршке, В. Клубника за окном: ассоциативные карты для коммуникации и творчества/В.Киршке.-OH Verlag, 2010

6. Морозовская, Е. Мир проективных карт: обзор колод, упражнения, тренинги.-М.: Генезис, 2014.-168с.

7. Морозовская, Е. Проективные карты в работе психолога: полное руководство.- Одесса: Институт Проективных Карт, 2012

8. Визит в Зазеркалье: опыт работы с проективными картами в различных областях практической психологии /под ред. Е.Р.Морозовской.- Одесса: Институт проективных карт, 2003.- 64 с.

9. Электронный ресурс: www.OH-Cards-Institute.org


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: