Человекообразная обезьяна, например, шимпанзе, из подражания нередко повторяет действия человека, особенно часто перед ней осуществляемые: она берет тряпку и вытирает ею пол клетки, берет щетку и метет, она зачерпывает полужидкую пищу ложкой и подносит ее ко рту, пьет из кружки, употребляя посуду и утварь, правда, со значительно меньшей ловкостью, чем это делает человек. Высшие обезьяны очень охотно чертят карандашом по бумаге, выучиваются ездить на 3-2-х колесном велосипедах, могут курить, и нередко делают это весьма охотно.
Кроме этого, приматы обладают и набором качеств показывающих их социальное развитие. Люди - не единственный вид, который обладает способностью оценивать справедливость. К таким выводам пришли американские ученые, исследуя обезьян капуцинов. Их исследование показало, что обезьяны капуцины оказывается способны требовать свою часть продовольствия или награды за решение задач, которые они сделали, и не будут соглашаться на несправедливую, по их мнению, подачку, прекрасно осознавая, что были обмануты.
|
|
Несмотря на официальный запрет, охота на обезьян продолжается. Для браконьеров это важный источник доходов. Приматов ловят для зоопарков и научных учреждений, проводящих на них медико-биологические эксперименты.
В связи с резким сокращением численности многие Приматы нуждаются в охране. Ряд Приматов занесён в Красную книгу Международного союза охраны природы (например, павиан анубис, носач, красные колобусы, львиная игрунка).
«Существование человека от них не зависит… Но если человек станет безразличным к вопросу «живут они или нет?», то человек перестанет быть человеком».
Американского биолог Р. Макклонг
Итак, мы с вами познакомились с новым отрядом – «приматы», узнали из каких подотрядов и семейств состоит отряд. Проследили историческое прошлое обезьян. Узнали ряд новых понятий – названия семейств, бинокулярное зрение, груминг. Получили новые сведения об образе жизни отдельных представителей приматов. Выяснили систематическое положение и черты сходства человека и обезьян.
IV. Закрепление
Задание 1. Художник или обезьяна? (презентация)
1. Василий Кандинский, Впечатление III(концерт)
2. Конго (шимпанзе)
3. Конго (шимпанзе)
4. Джексон Поллок, Желтое, Серое и Черное
5. Конго (шимпанзе)
6. Эрнст Нэй, Притча
Задание 2. Систематика (Мартышка рыжехвостая)
Задание. Установите последовательность.
Установите правильную последовательность систематического положения мартышки, начиная с вида.
А) Хордовые
Б) Приматы
В) Позвоночные
Г) Млекопитающие
Д) Мартышковые
Е) Мартышка рыжехвостая
|
|
Ж) Мартышка
З) Животные
Ответ: ЕЖДБГВАЗ
Задание 3.
Задание. Подотряды приматов
Из перечисленных видов приматов выберите отдельно представителей соответствующих подотрядов:
|
Задание 4
Работа с карточкой с рисунками
Укажите, какие обезьяны обозначены на рисунке цифрами 1-3. К каким группам относятся? | ||
1 2 3 |
Задание 5.
Вставьте пропущенные слова в предложения. У приматов хорошо развиты _________________________________________, кора которых образует многочисленные борозды и извилины. Многие виды ведут______________ образ жизни. Конечности у них _______________типа, с хорошо развитыми пальцами, большой палец _________________________ остальным, на пальцах имеются ____________. |
(Ответ полушария переднего мозга; древесный; хватательного; противопоставлен; ногти)
Задание 6. Мини-тест
Определите отряды млекопитающих по перечисленным особенностям. После названия отряда впишите цифры, соответствующие этим особенностям.
А) Отряд Парнокопытные - _________________
Б) Отряд Приматы - _________________________
1. На верхней челюсти резцов и клыков нет
2. Имеет резцы, клыки и коренные зубы
3. Желудок многокамерный
4. Используют соломинки в качестве зубочистки
5. Каждый палец, как башмаком, одет толстым роговым копытом.
6. Первый (большой) палец может противопоставляться остальным.
7. Пальцы с плоскими ногтями.
8. Мать носит детеныша с собой.
9. Животные отличаются крупными размерами головного мозга
10. Детеныши рождаются зрячими, с волосяным покровом и уже через несколько часов могут следовать за стадом.
|
|
- Для многих представителей отряда характерны рога на голове.
Ответы: А – 1,3,5,10,11 Б – 2,4, 6,7, 8,9
V. Рефлексия
VI. Итоги
VII. Задание на дом
§ 57. Раскрасить рисунок. Определить название и подоотряд примата