КУРС ЛЕЧЕБНЫЙ, ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТЫ
Время проведения занятий: 1-5 сентября 2020 г. (1 занятие – 2 ч.)
Задания для самостоятельной (аудиторной) работы
Тема занятия: Основы реферирования. Оценка информации по её коммуникативной направленности: фактографической, логико-теоретической и оценочной
Грамматический модуль: Повторение активных и пассивных конструкций.
Учебно-методическое-обеспечение: Обучение компрессии и реферированию текстов по специальности. Учебное пособие для иностранных студентов. РИЦ ТГМА, Тверь. – 2016. с. 5-10
План занятия:
1. Прочитайте теоретический материал по данной теме (Рубрика «Обратите внимание»)
2. Устно выполните задания 1,2,3.
3. Письменно выполните задания 4, 5 (текст 1).
4. Письменно выполнить задания в тестовой форме «Активные и пассивные конструкции» (1-29).
Задания для самостоятельной (домашней) работы:
(должно быть выполнено и отправлено к 7 – 12 сентября)
1. Письменно выполните задание 5 (текст 2,3)
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И МИКРОТЕКСТА
|
|
1. Оценка информации по её коммуникативной направленности: фактографической, логико-теоретической и оценочной
Обратите внимание: В научной литературе выделяется три типа содержательной информации: 1) Фактогрфическая — информация о фактах, процессах, событиях и т. д., являющаяся коммуникативным центром, например: Известно, что регуляция функциональной системы внешнего дыхания осуществляется не только по газовым, но и по негазовым параметрам: 2) логико-теоретическая — сообщение о способах получения фактографической информации, ссылка на источник, на автора, например: На основании полученных результатов в ходе проведённых опытов учёные выдвинули предположение, что бактерии могут чрезвычайно длительное время находиться в анабиозе, сохраняя жизнеспособность; 3) оценочная — информация, выражающая авторское отношение к фактографической информации, например: Вполне вероятно, что углекислота стимулирует дыхательный центр в результате возбуждения периферических и центральных хеморецепторов.
Логико-теоретическая и оценочная информации являются, как правило, избыточными и могут сбрасываться.
Задание 1
Прочитайте предложения и скажите, какая информация в них выделена: логико-теоретическая, фактографическая или оценочная.
1. Учёные предполагают, что анестетики действуют на мембраны нервных волокон. 2. Исследованиями И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Н.Е. Введенского и А.А.Ухтомского было доказано, что в длительном сохранении работоспособности и в наступлении утомления решающую роль играет центральная нервная система. 3. Рядом исследователей шока высказывалась мысль, что в патогенезе шока могут играть роль образующиеся в организме токсические вещества. 4. Исследования последних лет по анестезиологии убедительно показали, что при любых оперативных вмешательствах необходимо не только предупреждать болевые ощущения, но и предохранять пациента от психической травмы. 5. Интубация всегда была и, несомненно, остаётся одним из ответственнейших этапов эндотрахеального наркоза, тем более у стоматологических больных. 6. К сожалению, на сегодняшний день ни одно из существующих средств для внутривенного наркоза не отвечает требованиям, предъявляемым к препаратам в амбулаторной практике.
|
|
Задание 2
Прочитайте предложения и определите, в каких из них дана только фактографическая информация.
1. Давно установлено, что повреждение клетки любой степени и сложности немедленно сопровождается развитием в ней защитно-компенсаторных процессов.
2. Гастрит представляет собой воспаление слизистой оболочки желудка, хотя в тяжёлых случаях данный патологический процесс может распространяться на всю стенку желудка.
3. Развитие исследований в области изменений кровообращения и обмена веществ при травматическом шоке позволило выделить три стадии травматического шока: нервную, сосудистую, метаболическую.
4. Последние исследования показали, что кариес зубов возникает под влиянием комплекса воздействий как общего, так и местного характера.
5. Для профилактики кариеса зубов рекомендуется введение солей фтора и кальция с целью повышения структурной резистентности эмали.
6. Очень важен и тот установленный факт, что развитие кариеса начинается с разрыва связи между минеральными и белковыми компонентами эмали.
Обратите внимание: Если оценочная информация выражает сомнение, предположение или личное мнение только одного учёного, то её сброс невозможен. Например: Многие учёные предполагают, что магнитные силы Солнца тесно связаны с динамикой движения масс его вещества. Ошибочно думать, что летальные повреждения в клетках, вызванные ионизирующим излучением, необратимы.
Задание 3
Прочитайте предложения, выделите оценочную информацию. Укажите случаи невозможного ее сброса.
1. Развитие генетики в последние годы дало неоспоримые доказательства того, что информация о наследственных свойствах и признаках организма закодирована в хромосомах. 2. В настоящее время вызывает серьёзные споры утверждение, что правильным является глубокое дыхание. 3. Ошибочно думать, что насекомые совершенно лишены способности к регулированию температуры тела; верно лишь, что процессы регуляции температуры тела у них по сравнению с высшими животными очень несовершенны. 4. Некоторые учёные продолжают считать углекислоту (СО) вредной для здоровья. 5. Истина о том, что к кислородному голоданию приводит не малое содержание кислорода, а недостаток углекислоты, в современной медицине бесспорна. 6. Можно не сомневаться в том, что внесение в почву нерастворимых в воде минеральных концентратов в научно-обоснованных нормах повысит урожайность сельскохозяйственных культур. 7. Не будет преувеличением сказать, что атомные электростанции, которые не нуждаются в кислороде и не загрязняют атмосферу серой и другими продуктами сгорания, а почву — золой, на сегодняшний день являются самыми “чистыми” станциями.
Задание 4
Проанализируйте содержание предложений с точки зрения типа информации. Сократите предложения за счёт сброса логико-теоретической и оценочной информации. Сокращённые варианты предложений запишите.
1. Неоспоримым является тот факт, что железы внутренней секреции оказывают весьма существенное влияние на течение аллергических реакций. 2. Несомненно, что в процессе эволюции абсолютный видовой иммунитет образуется в результате постепенного наследственного закрепления приобретённого иммунитета. 3. Неверно полагать, что попадание патогенного микроба в организм является необходимой и достаточной причиной для развития туберкулёза как болезни во всех известных его формах. 4. Как известно, формирование молочных зубов происходит в эмбриональном периоде развития плода. 5. Самопроизвольные, приступообразные боли, возникающие обычно без каких-либо механических раздражителей, свидетельствует об остром пульпите. 6. Многочисленные наблюдения и опросы показали, что при серозно-гнойном пульпите от холодной воды боль усиливается, а при гнойном — боль временно стихает.
|
|
Задание 5
Прочитайте микротексты, определите типы информации. Сократите микротексты, сбросив логико-теоретическую или оценочную информацию. Полученные варианты текстов запишите.
Текст 1
Имеется достаточное количество убедительных данных, которые свидетельствуют о том, что возникновение некоторых заболеваний сердечнососудистой системы, опорно-двигательного аппарата и других систем обусловлено очаговой инфекцией в организме, в частности сепсисом.
Сепсис — общее инфекционное заболевание, возникающее в связи с наличием в организме местного инфекционного очага. Как отмечал И.В. Давыдовский, особенностью сепсиса является то, что основная картина болезни у различных людей остаётся приблизительно одной и той же при наличии многообразия возбудителей. В результате экспериментальных данных было установлено, что чаще всего причиной сепсиса является стафилококк, стрептококк и кишечная палочка. Многочисленные наблюдения, проведённые учёными, показали, что выраженность изменений в органах и системах организма при сепсисе зависит от реактивности организма и иммунологического фона.
Текст 2
Совершенно бесспорным уже является тот факт, что взаимоотношения организма и микроба или его токсина в начале болезни существенно отличны от таковых в разгар заболевания или в его конце. При этом экспериментально было установлено, что в самом начале заболевания столбняком введение противостолбнячной сыворотки и нейтрализация токсина ещё могут предотвратить развитие болезни, в то время как в разгаре её это мероприятие значительно менее эффективно. В этот период наиболее существенным звеном является нарушение деятельности нервной системы, возникшее вследствие воздействия столбнячного токсина. Поэтому на этом этапе развития болезни, кроме введения сыворотки, требуются мероприятия, направленные на ликвидацию возникшего патофизиологического состояния заболевшего организма.
|
|
Однако не следует думать, что микроб или его токсин играют только роль пускового механизма. Экспериментально было установлено, что пока микроб существует и размножается в организме, он продолжает быть источником новых раздражений. Научные исследования и наблюдения показали, что в ходе инфекционной болезни возможны различные осложнения, обострения тех или иных ее проявлений.
Текст 3
Многочисленными исследованиями установлено, что минеральный состав эмали и дентина и их структура с возрастом изменяются. Считалось, что изменение химического состава обусловлено поступлением веществ через пульпу. Однако дальнейшие эксперименты и наблюдения показали, что изменение минерального состава эмали связано с поступлением из слюны различных веществ.
В настоящее время установлено, что в эмали после прорезывания зуба идёт процесс накопления кальция и фосфора. Бесспорным уже является тот факт, что поверхность зуба, где эмаль содержит больше кальция и фосфора, значительно реже поражается кариесом, чем поверхность зуба, эмаль которого содержит меньшее количество этих веществ. Несомненно, добавочное введение фтора снижает растворимость эмали и повышает её твёрдость.
ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ