ДЕКЛАРАЦИЯ
условий участия в пилотном проекте по понуждению авиакомпании
к выдаче сертификата / ваучера
Суть проекта заключается в оказании участнику проекта дистанционной консультативной и методологической поддержки, в том числе:
Ø направление участнику шаблонов всех необходимых документов,
Ø информирование по процедуре / алгоритму действий,
Ø ответы на все возникающие вопросы.
Кроме того, проект подразумевает сопровождение судебного процесса участника против авиакомпании о понуждении ее к выдаче сертификата / ваучера.
Механизм выдачи сертификата[1] закреплен в Постановлении Правительства №991 от 06.07.2020г (далее – Постановление). Согласно Постановлению, для получения сертификата пассажиру необходимо направить в адрес авиакомпании (далее - АК) специальное Уведомление[2], которое авиакомпания обязана рассмотреть в течение 20 календарных дней с даты его поступления. По результатам рассмотрения, АК обязана направить пассажиру либо Подтверждение (т.е., по сути, выслать сертификат), либо направить пассажиру обоснованный отказ в выдаче сертификата / ваучера.
При этом, по нашим наблюдениям, на текущий момент авиакомпания не особо горит желанием выдавать сертификаты. Авиакомпанию можно понять – для АК гораздо выгоднее, чтобы люди оплачивали новые билеты живыми деньгами, а не сертификатами. Поэтому, вполне логично выглядит позиция АК по минимизации выдачи сертификатов - чем меньше будет выдано сертификатов, тем меньше людей ими воспользуется, тем больше людей купят билеты за живые деньги.
В такой ситуации у пассажиров возникает необходимость выработки эффективного механизма понуждения авиакомпании к выдаче сертификата.
В качестве такого механизма мы предлагаем использовать подачу специализированного судебного иска против АК. Это достаточно простой, шаблонный иск со следующим набором требований:
Ø о признании незаконным бездействия авиакомпании, выразившегося в не рассмотрении ею в установленный срок поданного пассажиром Уведомления, не информирования пассажира о результатах рассмотрения Уведомления.
Ø о возложении на АК обязанности рассмотреть Уведомление, проинформировать пассажира о результатах его рассмотрения.
Ø о возмещении судебных расходов.
Ø о возмещении морального вреда.
По нашему мнению, проиграть такой иск невозможно, т.к. бездействие АК прямо и явно противоречит положениям Постановления 991.
Личное участие пассажира в судебном процессе желательно, но не обязательно. Как уже указывалось выше, данный иск достаточно легкий, поэтому, судья рассмотрит иск в заочном порядке (без личного участия сторон). Это обычная практика.
Нами разработаны шаблоны Уведомления и искового заявления. Для целей большей эффективности, предлагаем при направлении в АК Уведомления срезу прикладывать шаблон искового заявления. Ожидаем, что, АК, прочитав исковое заявление, поймет, что в случае игнорирования авиакомпанию ждет заведомо проигрышный для нее судебный процесс. Поэтому, не исключено, что в такой ситуации АК примет решение о выдаче сертификата в добровольном порядке и до реальной подачи иска в суд дело не дойдет.
Перед принятием решения об участии в проекте участники смогут ознакомиться с шаблонами обоих используемых документов:
Ø Уведомление – текст в полном объеме.
Ø Исковое заявление – сокращенный вариант (первые три страницы).Полный текст будет доступен после оплаты участия в проекте.
Реализация пилотного проекта подразумевает следующие особенности.
1. Участие в проекте ПЛАТНОЕ. Стоимость участия и порядок оплаты см. в п. 4-5 настоящей Декларации.
Вопрос от участника проекта: почему участие платное? Почему бы просто не разместить шаблоны документов в свободном доступе, чтобы все желающие могли ими воспользоваться?
По нашему мнению, размещение шаблонов в свободном доступе не решает проблему. Причина невыдачи сертификатов заключается вовсе не в том, что пассажиры при обращении в АК используют неправильные шаблоны.
К сожалению, на текущий момент можно с уверенностью в 95% ожидать, что АК проигнорирует полученное Уведомление. В нашем сообществе описано много случаев, когда АК по 1-2 месяца игнорирует направленные ей запросы на выдачу сертификатов. Как следствие, с той же уверенностью в 95% можно ожидать, что для понуждения АК к выдаче сертификатов потребуется инициирование и сопровождение судебного процесса. Сопровождение судебного процесса подразумевает консультативную и методологическую поддержку участников (как минимум, ответы на вопросы участников, при необходимости – подготовка типовых отзывов на возражения АК и пр.).
По нашему опыту, каждый платный участник данного проекта в ходе своего участия задает нам порядка 8-9 самых разных вопросов по проекту (в основном, по заполнению документов). Разумеется, мы ведем и публикуем среди участников специальный файл «Вопросы-ответы», в который заносим ответы на самые распространенные вопросы участников. Несмотря на это, среднее количество поступающих вопросов (в пересчете на одного участника) снижается достаточно медленно. Для подготовки ответов на 8-9 вопросов каждого участника неизбежно тратиться, в среднем, 15-25 минут времени. В рамках одного дня количество затрачиваемого времени на ведение вопросов может достигать полутора-двух часов (когда одновременное сопровождаются несколько участников).
Спросите себя сами – Вы сами согласились бы бесплатно тратить такой объем своего времени на подобную деятельность? Платность нашего проекта – залог его жизнеспособности и эффективности.
2. Цель пилотного проекта: понуждение АК к выдаче сертификата / ваучера пассажиру-участнику проекта. Для конкретного пассажира цель участия в проекте будет считаться достигнутой в момент получения сертификата / ваучера от АК.
3. Целевая аудитория проекта: пассажиры АК, которые еще НЕ получили сертификат / ваучер. Пассажиры, которые уже получили сертификат / ваучер, в проекте не участвуют.
4. Планируемая хронология действий:
№ | Действия | Сроки | Расходы |
Подготовительный этап | |||
Заполнение анкет участниками проекта | 2-3 дня | 0 | |
Ответы на вопросы участников проекта | |||
Ознакомление с шаблонами документов | |||
Принятие участниками окончательного решения об участии в проекте | |||
Этап отправки Уведомления | |||
Оплата участия в проекте | - | 300 руб[3]. | |
Отправка Уведомления в эл. форме[4] | 1 день | 0 | |
Ждем 5 рабочих дней | 5 дней | 0 | |
Отправка бумажного Уведомления Почтой России | 2-3 дня | 250 руб[5]. | |
Ждем 20 календарных дней | 20 дней | 0 | |
Судебный этап | |||
Отправка искового заявления | 2-3 дня | 450 руб[6]. | |
Ждем судебного заседания | ~30 дней | 0 | |
Суд выносит решение | 1 день | 0 | |
Вступление в силу судебного решения | ~30 дней | 0 | |
Получаем исполнительный лист и относим его в банк | ~14 дней | 0 | |
Банк списывает средства со счета АК и перечисляет их участнику проекта | 5 дней | 0 |
Стоимость участия и прочие расходы
Ø 700р – почтовые расходы: в общей сложности, 3 письма (отправка бумажного Уведомления + исковое заявление в два адреса: в АК и в суд).
Ø 300р – шаблон искового заявления о признании бездействия АК незаконным.
Ø 0р – шаблон Уведомления
Если по конкретному пассажиру цель будет достигнута на более ранних этапах (например, в случае если АК направит сертификат сразу после получения бумажного Уведомления), тогда почтовые расходы на отправку искового заявления пассажиру оплачивать не потребуется.
6. Риски проекта:
6.1. Риск возрастание почтовых расходов. Данный риск маловероятен, предел риска - не более 200р сверх заложенных в проекте значений.
6.2. Риски отказа суда в удовлетворении искового заявления. Считаем данный риск минимальным. Тем не менее, в случае отказа суда в удовлетворении искового заявления, пассажир никаких дополнительных рисков не несет. Предел риска – суммы, потраченные на участие в проекте (порядка 1 000 руб.). В случае проигрыша иска стоимость участия в проекте пассажиру НЕ возвращается и НЕ компенсируется.
6.3. Риски игнорирования АК судебного решения. Считаем данный риск отсутствующим.
В тексте искового заявления будет ходатайство о применении астрента - судебной неустойки на случай неисполнения АК возложенной на нее судом обязанности рассмотреть Уведомление пассажира. Астрент взыскивается в пользу истца (т.е. в нашем случае - в пользу пассажира), присуждается в твердой сумме за каждый день просрочки. Полагаем, что суд присудит астрент на уровне 200-300р за каждый день просрочки рассмотрения Уведомления. В таком случае игнорирование решения суда станет для АК не рентабельным.
Кроме того, если АК будет игнорировать вынесенное судебное решение, это позволяет нам через 2-3 недели снова подать точно такой же (по сути, этот же) судебный иск. От первого иска он будет отличаться календарным периодом, в течение которого АК допустила незаконное бездействие. Благодаря разным календарным периодам вменяемого бездействия, этот [второй] иск будет считаться полностью самостоятельным иском. Таким образом, в случае игнорирования АК вынесенного судебного решения, мы сможем хоть до бесконечности подавать и выигрывать против АК одинаковые иски (до тех пор, пока АК не выдаст сертификат).