Возраст | Систолическое АД (мм рт. ст.) | Диастолическое АД (мм рт. ст.) |
Новорожденный | 60 | Составляет ½ систолического давления во всех возрастных группах |
1 год | 80-84 | |
5 лет | 100 | |
10 лет | 110 |
МАНИПУЛЯЦИЯ № 137
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПУЛЬСА
Функциональное назначение: определить основные характеристики пульса (ритм, частоту, напряжение) для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей.
Показания: назначения врача.
Противопоказания: нет.
Оснащение:
1. часы или секундомер
2. ручка
3. температурный лист.
Обязательное условие: считать строго за 1 минуту, в состоянии покоя.
№п/п | Алгоритм действий | 0 | 1 | 2 |
Подготовка к процедуре | ||||
1 | Познакомить ребенка/маму с ходом исследования, установить доброжелательные отношения | |||
2 | Обеспечить спокойную обстановку | |||
3 | Вымыть и осушить руки | |||
4 | Удобно уложить или усадить ребенка, при этом кисть и предплечье не должны быть «на весу» | |||
Выполнение процедуры | ||||
1 | Слегка прижать 2,3,4-м пальцами лучевую артерию (1-й палец находится со стороны тыла кисти) и почувствовать пульсацию артерии Примечание: у детей до 1 года пульс чаще определяют на височной артерии, а у детей старше 2-х лет - на лучевой артерии; у детей первых лет жизни исследование проводят 2 и 3-м пальцами. | |||
2 | Взять часы и подсчитать пульс строго за 1 минуту | |||
3 | Прижать артерию немного сильнее к лучевой кости и определить напряжение пульса Примечание: если пульсация ослабевает при умеренном нажатии - напряжение хорошее, если полностью прекращается - напряжение слабое, если пульсация не ослабевает - пульс напряженный | |||
Завершение процедуры | ||||
1 | Записать результаты исследования в температурный лист | |||
2 | Вымыть и осушить руки | |||
Примечание: детям грудного возраста можно подсчитывать пульс на височной, сонной и бедренной артерии, а также на большом родничке. Частоту сердечных сокращений можно подсчитать с помощью фонендоскопа. |
Частота сердечных сокращений в разные возрастные периоды
Возраст | ЧСС в 1 минуту |
новорожденный | 140-160 |
1 год | 120 |
5 лет | 100 |
10 лет | 80-85 |
15 лет | 70-80 |
МАНИПУЛЯЦИЯ № 138
ТЕХНОЛОГИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА И ЧАСТОТЫ ДЫХАНИЯ
Функциональное назначение: определить основные характеристики дыхания для оценки функционального состояния дыхательной системы ребёнка.
Показания: назначения врача.
Противопоказания: нет.
Оснащение:
1. Часы или секундомер
2. Ручка
3. Температурный лист.
Обязательное условие: считать строго за 1 минуту, в состоянии покоя.
№п/п | Алгоритм действий | 0 | 1 | 2 |
Подготовка к процедуре | ||||
1 | Познакомить ребенка/маму с ходом исследования, установить доброжелательные отношения | |||
2 | Обеспечить спокойную обстановку | |||
3 | Вымыть и осушить руки | |||
4 | Удобно уложить ребенка, чтобы видеть его грудь и живот (желательно чтобы грудной ребенок спал) | |||
Выполнение процедуры | ||||
1 | Осуществить визуальное наблюдение за движениями грудной клетки и передней брюшной стенки | |||
2 | Определить тип дыхания и подсчитать дыхательные движения строго за 1 минуту | |||
3 | Если визуальный подсчет дыхательных движений невозможен, то положить руку на грудную клетку или живот ребенка в зависимости от возраста и подсчитать частоту дыхательных движений строго за 1 минуту. Примечание: у маленьких детей для подсчета числа дыханий можно использовать мягкий стетоскоп | |||
Завершение процедуры | ||||
1 | Записать результаты исследования в температурный лист | |||
2 | Вымыть и осушить руки | |||
Примечание: подсчёт дыхания можно произвести при аускультации лёгких, визуально наблюдая за движениями грудной клетки, а также поднеся фонендоскоп к носу ребёнка. |
Частота дыхания у здоровых детей
Возраст | Частота дыхания в минуту |
Новорожденные | 40-60 |
1-2 года | 30-35 |
3-4 года | 25-30 |
5-6 лет | 20-25 |
10-12 лет | 18-20 |
16-18 лет | 16-18 |
МАНИПУЛЯЦИЯ № 139
ПОСТАНОВКА СОГРЕВАЮЩЕГО КОМПРЕССА
НА ОКОЛОУШНУЮ ОБЛАСТЬ
Функциональное назначение: рассасывающий и болеутоляющий эффект.
Показания: воспаление среднего уха.
Противопоказания: повышенная температура тела ребёнка; аллергические и гнойничковые высыпания на коже; нарушение целостности кожных покровов; предварительная обработка кожи раствором йода (может спровоцировать глубокие ожоги).
Оснащение:
1. Компрессная бумага
2. Вата
3. Марлевая салфетка
4. Косынка или широкий бинт
5. Ножницы
6. Подогретый до температуры тела раствор лекарственного средства (этиловый спирт, разбавленный водой в соотношении 1:2, камфорное масло)
№п/п | Алгоритм действий | 0 | 1 | 2 |
Подготовка к процедуре | ||||
1 | Объяснить маме / ребёнку цель и ход предстоящей процедуры, получить согласие | |||
2 | Вымыть и осушить руки | |||
3 | Отрезать ножницами достаточный по величине кусок марлевой салфетки или бинта и сложить его в 6-8 слоёв. Вырезать кусок вощёной бумаги по периметру на 2 см больше салфетки. В марлевой салфетке и компрессной бумаге прорезать отверстия для ушной раковины. Приготовить кусок ваты по периметру на 2 см больше, чем бумага | |||
Выполнение процедуры | ||||
1 | Смочить подогретым лекарственным средством салфетку и отжать её | |||
2 | Приложить салфетку к уху, ушную раковину вывести через разрез наружу. Сверху уложить вощёную бумагу и вывести через разрез ушную раковину. Сверху на ухо положить слой ваты толщиной 2-3 см | |||
3 | Зафиксировать компресс косынкой плотно, но не туго или широким бинтом в соответствии с требованиями десмургии | |||
Завершение процедуры | ||||
1 | Объяснить маме, что компресс поставлен на 4-6 часов. Необходимо следить за сохранением герметичности компресса | |||
2 | Вымыть и осушить руки | |||
3 | После снятия компресса надеть ребёнку шапочку | |||
Примечание: - ушная раковина и слуховой проход должны оставаться открытыми. В слуховой проход можно поместить турунду, смоченную 3% спиртовым раствором борной кислоты или смазанную мазью «Гиоксизон», это уменьшает боль; - слои компресса необходимо накладывать достаточно быстро, чтобы избежать охлаждения салфетки, смоченной подогретым раствором |
МАНИПУЛЯЦИЯ№ 140