Поурочное планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата урока

Тип урока

Элементы содержания

Раздел 1 «Россия - Родина моя» - 5 ч.

1 Мелодия - душа музыки 1   Расширение и углубление знаний Мелодия. Мелодиче­ская линия. Песен­ность. Лирический образ симфонии. П. И. Чайковский. Симфония № 4
2 Природа и му­зыка 1   Изложение новых знаний. Интегриро­ванный Знакомство с жанром романса. Певец-солист. Мелодия и аккомпа­немент. Отличитель­ные черты романса и песни. Музыка и поэзия; звучащие картины
3 «Виват, Россия!» 1   Сообщение и усвоение новых знаний Знакомство с жанром канта. Эпоха Петра I. Песенность. Маршевость. Интонации му­зыки и речи. Солдат­ская песня
4 Кантата С. С. Прокофь­ева «Александр Невский» 1   Расширение и углубление знаний Углубление знакомст­ва с кантатой. Подвиг народа. Вступление. Трехчастная форма.  
5 Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» 1   Сообщение и усвоение новых знаний Знакомство с содер­жанием и музыкой оперы. Хоровые сце­ны. Главный герой оперы, его музыкаль­ные характеристики.

Раздел 2 «День, полный событий» - 4 ч.

6 Утро.   1   Расширение и углубление знаний Музыка, связанная с душевным состояни­ем человека и отобра­жающая образы при­роды.
7 Портрет в му­зыке 1   Расширение и углубление знаний Портрет в музыке. Выразительность и изобразительность музыки.
8   «В детской»   1   Расширение и углубление знаний Знакомство с пьесами вокального цикла М. П. Мусоргского «Детская». Сравнение с пьесами П. И. Чайковского из «Детского альбома» и С. С. Прокофьева из «Детской музыки»
9 Обобщающий урок. 1   Итоговый Продолжить знакомство с пьесами вокального цикла М. П. Мусоргского «Детская». Сравнение с пьесами П. И. Чайковского из «Детского альбома» и С. С. Прокофьева из «Детской музыки»

Раздел 3 «О России петь - что стремиться в храм...» - 4 ч.

10 Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся! 1     Интегриро­ванный   Образ Богородицы в церковной музыке, стихах поэтов, карти­нах художников. Мо­литва песнопение, картава, икона, поэзия.
11 Древнейшая песнь материн­ства 1   Расширение и углубление знаний Образ Владимирской Богоматери в иконах, церковной музыке
12 Вербное Воскресение. Вербочки. 1   Расширение и углубление знаний Образ матери. Все са­мое дорогое, родное, святое связано с мамой.
13 Святые земли русской. 1   Расширение и углубление знаний Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Величание князю Владимиру и княгине Ольге. - «Богородице, Дево, радуйся» С. Рахманинов

Раздел 4 «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 3 ч.

14 «Настрою гусли на старинный лад...» 1     Сообщение и усвоение новых знаний     Знакомство с жанром былины. Певец-скази­тель. Гусли.  
15   Певцы русской старины   1     Расширение и углубление знаний   Образы народных сказителей былин. Садко в oпeрах русских композиторов. Былинный напев.
16 Звучащие картины. Прощание с Масленицей.   1   Сообщение и усвоение новых знаний Знакомство со сценами масленичного гулянья из оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова. Сопоставление. Мелодии в народном стиле. Звучащие картины.

Раздел 5 «В музыкальном театре» - 6 ч.

17   Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила» 1   Расширение и углубление знаний Сцены из оперы. Характеристики главных героев. Увертюра в опере «Руслан и Людмила»
18 Опера К. Глюка «Орфей и Эври-дика» 1   Сообщение и усвоение новых знании Знакомство с содержанием и музыкой оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика»
19 Опера Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» 1   Расширение знаний Сцены из оперы. Характеристики-образы главных героев оперы «Снегурочка»
20 «Океан – море синее». 1   Расширение и углубление знаний Знакомство с музыкой увертюры оперы. Зерно - интонация. Развитие музыки. Трехчастная форма
21 Балет П. И. Чай­ковского «Спя­щая красавица» 1   Сообщение и усвоение новых знаний Вступление к балету. Темы-характеристики главных героев. Сце­ны из балета, интона­ционно-образное раз­витие музыки в сцене бала.
22 В современных ритмах (мюзиклы) 1     Сообщение и усвоение новых знаний     Знакомство с жанром мюзикла. Мюзикл А. Рыбникова «Волк и семеро козлят». Особенности содер­жания, музыкального языка, исполнения.  

Раздел 6 «В концертном зале» - 7 ч.

23 Музыкальное состязание (концерт)   1     Сообщение и усвоение новых знаний     Знакомство с жанром инструментального концерта. Мастерство исполнителей и ком­позиторов
24 Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.   1   Расширение и углубление знаний Выразительные воз­можности флейты, история её появления. Выдаю­щиеся мастера и исполнители.
25 Музыкальные инструменты (скрипка) 1   Расширение и углубление знаний Выразительные воз­можности скрипки, история её появления. Выдаю­щиеся скрипичные мастера и исполнители.
26 Обобщающий урок. 1   Сообщение и усвоение новых знаний Подведение итогов. Устный опрос.
27 Сюита Э. Грига «Пер Гюнт» 1   Сообщение и усвоение новых знаний Знакомство с сюитой Э. Грига «Пер Гюнт». Контрастные образы сюиты. Вариацион­ное развитие. Песенность, танцевальность, маршевость
28 Симфония «Героическая» Л.В. Бетховена 1   Сообщение и усвоение новых знаний Знакомство с музы­кой «Героической» симфонии Бет­ховена (фрагменты). Контрастные образы симфонии.
29   Мир Бет­ховена   1   Сообщение и усвоение новых знаний Темпы, сюжеты и образы музыки Бетховена. Трагедия жизни.

Раздел 7 «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» - 5 ч.

30 Чудо музыка. 1   Сообщение и усвоение новых знаний Джаз- музыка ХХ века Особенности ритма и мелодики Импровизация Известные джазовые музыканты- исполнители
31 Мир Прокофьева. 1   Повторение и обобщение полученных знаний Знакомство с творчеством С.С. Прокофьева
32 Певцы родной природы. 1   Повторение и обобщение полученных знаний Сходство и различие музыкальных образов Э. Грига, П..И. Чайковского.
33 Прославим радость на земле. 1   Повторение и обобщение полученных знаний   Музыка - источник вдохновения и радости. Нестареющая музыка великого Моцарта.
34 Обобщающий урок. 1   Повторение и обобщение полученных знаний   Подведение итогов года.

 

 

Класс

Содержание курса:

«Россия - Родина моя» - 4 ч.

 

Урок 1. Мелодия.

 

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С. Рахманинов «Концерт №3», В. Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С. Рахманинова, М. Мусоргского, П. Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В. Рахманинов «Вокализ»).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: