Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И. Бах, «Патетическая соната» Л. Бетховен, «Утро» Э. Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б. Окуджава, «Песня о друге» В. Высоцкий).
Урок 32. В каждой интонации спрятан человек.
«Зерно» - интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л. Бетховена «Патетическая соната», Э. Грига «Песня Сольвейг», М. Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»
|
|
Урок 33. Музыкальный сказочник.
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н. Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шехеразада»).
Урок 34. Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок.
Выразительность и изобразительность в музыке.
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П. Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.
Тематическое планирование.
№ | Разделы и темы | Кол-во часов | В том числе: | ||
Контрольные работы. | |||||
Россия - Родина моя. | 4 | ||||
1 | Мелодия. | 1 | |||
2 | Как сложили песню. Звучащие картины. | 1 | |||
3 | «Ты откуда русская, зародилась, музыка? нрк. жанры ненецкой песни. | 1 | |||
4 | «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!» | 1 | |||
День, полный событий. | 5 | ||||
5 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» | 1 | |||
6 | Зимнее утро, зимний вечер. | 1 | |||
7 | «Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда. | 1 | |||
8 | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. | 1 | |||
9 | «Приют, сияньем муз одетый…». Обобщающий урок. | 1 | |||
В музыкальном театре. | 4 | ||||
10 -11 | Опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки. | 2 | |||
12 | Опера «Хованщина» М.П. Мусоргского. | 1 | |||
13 | Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. | 1 | |||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 3 | ||||
14 | Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. | 1 | |||
15 | Оркестр русских народных инструментов. | 1 | |||
16 | «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Обобщающий урок. | 1 | 1 | ||
В концертном зале. | 6 | ||||
17 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо. | 1 | |||
18 | Старый замок. | 1 | |||
19 | Счастье в сирени живет… | 1 | |||
20 | Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы… | 1 | |||
21 | Патетическая соната. Годы странствий. | 1 | |||
22 | Царит гармония оркестра. | 1 | |||
В музыкальном театре. | 2 | ||||
23 | Театр музыкальной комедии. | 1 | |||
24 | Балет «Петрушка» | 1 | |||
«О России петь – что стремиться в храм».
| 4 | ||||
25 | Святые земли Русской. Илья Муромец | 1 | |||
26 | Кирилл и Мефодий.нрк. Праздники народов Севера. | 1 | |||
27 | Праздников праздник, торжество из торжеств. | 1 | |||
28 | Родной обычай старины. Светлый праздник. | 1 | |||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 1 | ||||
29 | Народные праздники. Троица. | 1 | |||
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 5 | ||||
30 | Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. | 1 | |||
31 | Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). | 1 | |||
32 | В каждой интонации спрятан человек. | 1 | |||
33 | Музыкальный сказочник. | 1 | |||
34 | Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок. | 1 | 1 | ||
итого | 34 | 2 |