Тема 4. Фирма в рыночной экономике: производство, издержки, прибыль

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗДЕЛУ «МИКРОЭКОНОМИКА»

 

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ. БАЗОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ.

ЗАНЯТИЕ 1.

1. Этапы становления экономической теории как науки.

2. Предыстория экономической науки. Меркантилизм.

3. Классическая политическая экономия. Марксизм.

4. Маржинализм.

5. Ведущие современные научные школы: кейнсианство, неоклассика (монетаризм), институционализм.

6. Основные этапы развития российской экономической мысли.

7. Экономическая теория в системе наук.

8. Предмет экономической теории и его эволюция.

9. Три фундаментальные проблемы экономики.

10.  Методы экономической теории.

 

Базовые экономические понятия:

а) Экономические потребности

б) Экономические блага

в) Экономические ресурсы

г) Экономический выбор

д) Альтернативные издержки

е) Производственные возможности

ж) Экономические интересы, цели и средства.

 

ЗАНЯТИЕ 2

1. Экономические системы: понятие, основные ступени развития (доиндустриальное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество).

2. Современные экономические системы: традиционная экономика, командная экономика, рыночная экономика. Ресурсоограниченная и спросоограниченная экономика.

3. Смешанная экономика: понятие, национальные модели.

4.  Формационный подход К. Маркса.

5.   Понятие и виды институтов рынка. Институт собственности.

6.  Субъекты рыночной экономики и факторы производства.

7.  Рынок как институт. Типы рынков.

8.  Экономический кругооборот (простая и расширенная схемы).

9.  Механизмы саморегуляции рынка.

10.  Деньги: сущность, функции, формы, эволюция.

11.   Внешние эффекты и общественные блага.

ТЕМА 2. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА: СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

ЗАНЯТИЕ 1.

1. Характеристика рыночной системы. Достоинства и недостатки рыночной системы. Фиаско рынка.

2.  Потребности и платежеспособный спрос. Определение спроса. Цена как решающий фактор, определяющий величину спроса.

3. Закон спроса. Причины повышения спроса с падением цен. Индивидуальный и рыночный спрос.

4. Кривая спроса. Изменение величины (объема) спроса и изменение самого спроса. Факторы смещения кривой спроса.  

5. Предложение: понятие, величина, закон предложения. Причины повышения предложения с ростом цен.

6. Кривая предложения. Изменение величины (объема) предложения и изменение самого предложения. Факторы смещения кривой предложения.

 

ЗАНЯТИЕ 2.

1.  Рыночное равновесие, его устойчивость. Равновесная цена и равновесный объем. Излишки производителя и потребителя.

2. Равновесие по Вальрасу

3. Равновесие по Маршаллу.

4. Неравновесие на рынке. Паутинообразная модель.

5. Государственное вмешательство в рыночное ценообразование: цели, формы, последствия.

ЗАНЯТИЕ 3.

1. Общее понятие эластичности. Математическая интерпретация эластичности. Графическая интерпретация эластичности и её особенности.

2.  Эластичность спроса по цене, её значение для продавцов и покупателей, диапазоны изменения. Факторы эластичности спроса.

3. Эластичность кривой спроса на разных её участках и значение этого факта для продавцов и покупателей.

4. Эластичность спроса по доходу: экономический смысл, значение для продавцов и покупателей, диапазоны изменения, графики. 

5. Перекрестная эластичность: экономический смысл, формула, диапазоны изменения. 

6. Эластичность предложения: экономический смысл, значение для продавцов и покупателей, диапазоны изменения, графики.

Тема 3. Поведение потребителя в рыночной экономике

Занятие 1.

1. Полезность благ и теория потребительского поведения. Предельные величины в экономической теории.

2. Кардинализм как течение теории предельной полезности: общая и предельная полезность благ, потребительское равновесие. Закон убывающей предельной полезности.

3. Условие равновесия потребителя с точки зрения кардинализма. Потребительский выбор. Особенности потребительского спроса.

4. Ординализм как течение теории предельной полезности. Основные постулаты ординализма.

5. Кривая безразличия в двухмерном и трехмерном пространстве. Карта кривых безразличия. Типы кривых безразличия.

6. Зона замещения и предельная норма замещения. Концепция рационального потребителя, максимизация общей полезности.

7. Бюджетное ограничение.

 

Занятие 2.

1. Статическое и динамическое равновесие потребителя. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление».

2. Эффект дохода и эффект замещения (по Хиксу и Слуцкому).

3. Понятие низкокачественного блага. Парадокс Гиффена.

4. Эффекты потребительского поведения: эффект Веблена, эффект присоединения к большинству, эффект сноба. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость благ.

5. Элементы анализа характеристик (подход Ланкастера) и другие современные теории потребительского поведения. Оптимум потребителя в анализе характеристик для делимых и неделимых товаров. Анализ характеристик и теоретические основания маркетинга.

6. Домохозяйство как главный субъект потребления. Потребление как деятельность. Экономическое содержание экономии времени. Потребительское поведение и компетенции. Экономические аспекты планирования семьи

7. Ящик Эджуорта и элементы теории переговоров.

 

Тема 4. Фирма в рыночной экономике: производство, издержки, прибыль

 

Занятие 1.    

1. Понятие экономических издержек. Внешние и внутренние издержки. Бухгалтерские и экономические издержки.

2. Трансформационные и трансакционные издержки. Безвозвратные издержки.

3. Выручка и прибыль. Нормальная, бухгалтерская и экономическая прибыль, их соотношение.

4. Постоянные и переменные ресурсы.

5. Производительность факторов производства. Закон убывающей отдачи.

        

    Занятие 2.

1. Издержки краткосрочного периода: постоянные, переменные и общие издержки. Их графики и экономическое содержание.

2. Понятия износа и амортизации. Виды износа, их связь с издержками фирмы. Амортизационная политика фирмы.

3. Средние и предельные издержки: понятия, графики, связь между ними.

4. Издержки производства в долгосрочный период. Формирование кривой средних долгосрочных издержек, ее график. Три периода в динамике долгосрочных издержек. Экономия и дезэкономия на масштабах производства.

 

Занятие 3.

1. Оптимальный (минимальный эффективный) размер предприятий    и структура отраслей.

2. Проблема издержек и российские предприятия: высокая материалоемкость производства; ускоренный рост сырьевых запасов; нестабильность курса рубля; недогрузка мощностей. Способы снижения издержек в России.

3. Производственная функция. Изокоста. Изокванта.

4. Проблемы практического управления издержками. Ступенчатый характер изменения переменных и постоянных издержек.

5. Совместные издержки. Эмпирические кривые предельных и средних переменных издержек и их значение для практики управления фирмой.

        

        


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: