Таблица 3.1 - Классификация антропогенных источников и стоков парниковых газов

Группа источников парниковых газов Краткая характеристика
1 Энергетика Выбросы парниковых газов при сжигании и утечках топлива
2 Промышленные процессы Выбросы парниковых газов при промышленных процессах, непосредственно не связанных с добычей и сжиганием топлива
3 Сельское хозяйство Выбросы в животноводстве и растениеводстве (кроме выбросов, связанных со сточными водами, которые учитываются в группе Отходы)
4 Лесное хозяйство и изменения землепользования Источники и стоки парниковых газов за счет уменьшения/увеличения запаса углерода в биомассе
5 Отходы Выбросы при переработке и хранении твердых и жидких бытовых и промышленных отходов
6 Другие Не вошедшие в предыдущие группы антропогенные источники и стоки, для которых есть данные

 

В настоящее время для снижения выбросов СО2 предложен параметр – углеродоемкость - это отношение весового значения эмиссии СО2 в килограммах к единице ВВП в долларах (кг СО2/долл.).  

  Важным моментом в рассматриваемой проблеме является характерная для страны среднегодовая температура. Как правило, для стран с более низкой среднегодовой температурой характерна более высокая углеродоемкость ее ВВП. Например, в соответствии со статическими данными по Великобритании снижение температуры на   0,1°С приводило к возрастанию углеродоемкости ВВП примерно на 10 %.
 Особенностью России является очень высокая углеродоемкость по сравнению с другими высокоразвитыми странами.  

 В России в качестве базового уровня приняты выбросы в количестве 2,1 млрд т СО2-эквивалента. При этом СН4 и N20 по парниковой эффективности превышают эффект СО2 соответственно в 21 и 310 раз. Характерный спад российской экономики сразу же после 1990 г. создал запас по киотским квотам и возможность торговать ими в 2008—2012 гг. Однако эта возможность была только потенциальна, так как многое зависит от темпов прироста ВВП и сокращения удельной энергоемкости (углеродоемкости) отечественной продукции. Углеродоемкость отечественной продукции, измеряемая в кг СО2 на долл. ВВП, составляла в 2000 г. 1,5—1,6 кг СО2/долл. В эти же годы в США углеродоемкость равнялась 0.45 – 0.55 кг СО2/ долл., а суммарный ВВП – 35 тыс. долл. на душу нас. В оптимистическом варианте (темп сокращения углеродоемкости ВВП — 4,5—5,0 %) преодоление в России базового уровня эмиссии СО2 1990 г. может произойти только позже 2017—2020 гг. По мере повышения уровня экономического развития России и достижения душевой доли ВВП в размере 15—20 тыс. долл. величина его углеродоемкости стабилизируется на уровне 0,35—0,45 кг. Но для этого необходимо резко повысить энергоэффективность топливно-энергетической сферы экономики.

Министерство экономики в 2015г. планировало сделать показатель углеродоемкости регионального ВВП одним из индикаторов эффективности деятельности губернаторов. Документы предписывают «исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации определить базовый год, провести инвентаризацию выбросов парниковых газов как минимум за последние годы (5 — 7 лет), проанализировать динамику выбросов по сравнению с базовым годом, определить основные факторы изменения объема выбросов, оценить потенциал сокращения выбросов парниковых газов и установить целевой показатель сокращения объема выбросов к 2020 году, на период до 2030 — 35 годов и на перспективу до 2050 года».

 


Оценка выбросов парниковых газов от сжигания топлива автомобильным транспортом

Автомобильный транспорт производит значительное количество выбросов парниковых газов (ПГ), таких, как диоксид углерода (CO2), метан (CH4) и закись азота (N2O). По методологии МГЭИК автомобильный транспорт, как один из источников эмиссий ПГ, входит в модуль «Энергетическая деятельность», так как выбросы ПГ от автотранспорта связаны со сжиганием топлива. Расчеты выбросов от транспортных средств основаны на данных об общем потреблении топлива. Удельная теплота сгорания и коэффициенты выбросов для каждого типа топлива были частично рассчитаны с учетом специфики используемого топлива.

Методика расчета выбросов от сжигания топлива от автомобильного транспорта подразделяется на две части: оценка эмиссий двуокиси углерода и оценка эмиссий других газов. Оценка выбросов CO2 лучше всего рассчитывается на основе количества и типа сгораемого топлива и содержания углерода в нем. Количество окисленного углерода практически не варьирует в зависимости от применяемой технологии сжигания топлива. Оценка выбросов других газов с парниковым эффектом более сложна, так как зависит от типа автомобиля, топлива, характеристик эксплуатации транспортного средства, типа технологии контроля за выхлопными газами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: