Упражнение «Интервью» (20 минут)

       Группа делится на пары с помощью приема «Паззлы». В паре по очереди исполняются роли «звезды» и «журналиста». «Журналист» берет интервью у «звезды» на тему по выбору «звезды»:

· «как я помог разрешить конфликт»

· «как я пытался разрешить конфликт, но у меня не получилось»

· «почему я стараюсь не вмешиваться в конфликты»

План интервью «Как я помог разрешить конфликт» 1. Опиши конфликт, который произошел 2. Как ты узнал о нем и почему решил вмешаться? 3. Какие действия ты предпринял? 4. Чем закончилась ситуация? 5. Как ты себя чувствовал после завершения ситуации?
План интервью «Как я пытался разрешить конфликт, но у меня не получилось» 1. Опиши конфликт, который произошел 2. Как ты узнал о нем и почему решил вмешаться? 3. Какие действия ты предпринял? 4. Чем закончилась ситуация? 5. Как ты себя чувствовал после завершения ситуации?
План интервью «Почему я стараюсь не вмешиваться в конфликты» 1. Опиши конфликт, о котором ты знал, но решил в него не вмешиваться 2. Как ты о нем узнал и почему решил, что вмешиваться не стоит? 3. Какие действия ты предпринял? 4. Чем закончилась ситуация? 5. Как ты себя чувствовал после завершения ситуации?

       Обсуждение строится на материале актуальных конфликтов, с которыми столкнулись участники. Перед выбором темы, который делает «звезда», крайне важно подчеркнуть, что любые действия человека, на глазах которого разворачивается конфликт между другими людьми, являются «нормальными» и «правильными», если, конечно, он не допускает в адрес конфликтующих оскорбительных высказываний или физического насилия, или же не оставляет людей в заведомо опасной для их жизни ситуации. Группе будет интересен любой опыт, главное – что он ваш. 

       Перед началом интервью вводится норма конфиденциальности: что это такое, почему ее соблюдение важно для медиаторов. Учитывая, что люди, о которых идет речь в историях, могут быть известны кому-то из участников группы, в целях соблюдения конфиденциальности их предлагается обозначать без упоминания имен, например, «две девочки-десятиклассницы», «два взрослых человека, муж и жена» и т.д.

       Время на одно интервью – 4 минуты. Потом участники меняются ролями. В процессе интервью «журналисты» пользуются карточками с опорными вопросами, но ответы «звезды» не записывают.

       Затем в общем круге каждый «журналист» представляет историю своей «звезды» группе.

       Затем ведущий просит группу поделиться своими впечатлениями, отвечая на два вопроса (используется «микрофон»):

· каковы «риски» медиации?

· каковы «плюсы» медиации?

       Делается вывод о том, что медиация – это непростой процесс, требующий подготовленности проводящих его людей, однако в случае грамотного проведения она очень полезна для сохранения и развития отношений между ними. В завершении ведущий благодарит за интересные и показательные истории, за искренность и смелость поделиться опытом, в том числе и непростым.

Демонстрация «Красное и черное» (20 минут)

       В соответствии с пожеланиями участников группы происходит деление на три команды: «медиаторов» (2 человека), «команду А» и «команду Б» (остальные участники примерно поровну).

         Каждая команда получает набор из 20 карточек (10 красных и 10 черных) и рабочие листы:

1.Х 2.Х 3.Х 4.Х 5.Х2 6.Х 7.Х 8.Х 9.Х 10.Х2

         Командам необходимо в течение 10 ходов совместно заработать как можно больше условных «денежных единиц» путем обмена карточками, учитывая, следующие правила (фиксируются на доске):

 

Мы получаем

Красную Черную

Мы даем

Красную +5 -10
Черную +10 - 5

Для этого упражнения необходима особая организация пространства. Желательно, чтобы команды сидели каждая вокруг своего стола, причем столы должны стоять в разных углах помещения (так, чтобы было трудно подслушать обсуждение, проводимое другой командой).

После 7 и 9 ходов команды имеют право провести переговоры, для которых делегируется по одному участнику от каждой команды для разговора с «медиаторами». Во время всех остальных ходов «медиаторы» исполняют роль «молчаливых почтальонов». Перед каждым ходом они должны получить от команд карточку-письмо и показать их командам только после того, как карточки оказались у них в руках.

Командам «не расшифровывается» содержание «рабочих листков», они могут ориентироваться только на свои предположения. «Медиаторам», напротив, подробно объясняется, что «Х2» обозначает перемножение баллов, которое даже в случае получения результата со знаком «минус» в итоге дает «плюс», а также подчеркивается, что их задача – помочь командам выполнить основное условие игры: совместно заработать как можно больше денег.

По окончании игры проводится анализ:

· какими соображениями руководствовались команды в течение первых 7 ходов?

· что изменилось после переговоров с «медиаторами»?

· как это отразилось на «финансовых результатах» игры?

Завершение занятия (2 минуты)

       Круг «новое-хорошее» с использованием «микрофона» (одним словом), фиксация главного вывода на ватмане напротив номера занятия, заключительное слово ведущего.

Занятие 3. Медиация конфликтов: как это делается?

Цель занятия: формирование представлений о структуре медиации.

Материалы:  ватман с правилами и этапами работы группы, предмет-«микрофон», бумага для записей, ручки, карандаши, фломастеры, маркеры, карточки для работы в малых группах с описанием этапов медиации, описание кейсовых ситуаций, бланки «Заявки на проведение медиации».

Ход занятия:

Приветствие (3 минуты)

       Ведущий приветствует группу. Участникам предлагается поприветствовать группу любыми словами, назвав при этом, чем общего у него с тем участником, которому он передает слово: «Оля, у нас у обеих день рождения летом». Ведущий объявляет задачу занятия: «Разобраться, как устроена процедура медиации».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: