Проведите сравнительный анализ экономической эффективности различных типов рыночных структур

   У олигополистической структуры рынка есть свои плюсы и минусы. Находясь в условиях взаимозависимости, олигополисты устанавливают цены очень взвешенно, пересматривают их весьма редко и осторожно. Олигополистическая власть над ценой не так значительна, как у монополиста, следовательно, олигополии приносят обществу меньше невосполнимых потерь от сознательного недопроизводства по сравнению с монополией. Однако технологические и другие барьеры вступления в олигополистическую отрасль все же высоки. Создавая условия для технологически статичного развития, они слишком ослабляют стимулы для разработки и внедрения прогрессивных технологий, к удешевлению продукции, серьезно ограничивают конкуренцию со стороны новых предприятий.

Рыночный механизм монополистической конкуренции с точки зрения использования ресурсов не является эффективным, поскольку производство осуществляется не с минимальными издержками, а объем производства не достигает величины, где средние валовые издержки предприятия минимальны. Однако если оценивать эффективность с точки зрения удовлетворения интересов потребителей, то многообразие товаров является для них более предпочтительным, нежели однообразная продукция по более низким ценам и в большем объеме.

4.2. Тестовые задания

1. Для какой модели рынка характерно применение следующих приемов укрепления своих позиций и увеличения прибыли:

а) манипулирование объемом предложения товара и его ценой;

б) лидерство в ценах;

в) тайный сговор;

г) организация картелей;

д) реклама отличительных качеств своего товара;

е) использование товарных знаков и товарных марок;

ж) снижение издержек производства и повышение качества товара.

В нужном столбце поставьте «+».

 

  а б в г д е ж
1. Чистая монополия +            
2. Олигополия   + + + + +  
3. Многополитическая конкуренция         + + +
4. Совершенная конкуренция             +

 

2. Какое из следующих утверждений является верным в условиях чистой монополии:

а) прибыль максимальна, если Р = МС;

б) прибыль максимальна, если MR = МС;

в) прибыль максимальна, если MR = МС;

г) прибыль максимальна, если Р > MC.

3. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют следующую общую черту:

а) выпускаются дифференцированные товары;

б) на рынке функционирует большое число покупателей и продавцов;

в) выпускаются однородные товары;

г) кривая спроса на продукт отдельной фирмы абсолютно эластична;

д) рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции ее конкурентов.

4. Долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции устанавливается при условии, когда:

а) Р рыночная цена равна предельным издержкам;

б) фирмы получают экономическую прибыль;

в) рыночная цена равна минимальным значениям долгосрочных средних издержек;

г) имеет место положительный эффект масштаба.

5. Кто первым из экономистов попытался создать теорию олигополии:

а) К. Маркс;

б) П.М. Сунзи;

в) О. Курно;

г) О. Моргенштерн;

д) Э. Чемберлин;

е) Дж. Робинсон.

6. Олигополия - это рыночная структура, основным признаком которой является:

а) большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированный продукт;

б) ожесточенная ценовая война между фирмами;

в) только одна крупная фирма обеспечивает удовлетворение рыночного спроса на определенный продукт;

г) проведение активной неценовой конкуренции;

Д) господство относительно малого числа крупных фирм на рынке.

7.Если цена на продукцию монополиста растет, то его прибыль:

а) уменьшается;

б) увеличивается;

в) остается без изменения;

Г) может уменьшаться, остаться без изменений или увеличиться.

8. Олигополия сформируется, скорее всего, на рынке:

а) овощей;

б) губной помады;

в) конфет;

г) тракторов;

д) невозможно предсказать.

9. При монополистической конкуренции

а) на рынке действует ограниченное число фирм

Б) фирмы, действующие на рынке, выпускают дифференцированную продукцию

в) фирме не могут свободно входить и выходить с рынка

 

10. Олигополия – это тип структуры рынка, для которого характерно:

А) малое число фирм

б) большое число покупателей

В) однородные или мало дифференцированные продукты

г) труднодоступное вхождение на рынок               

д) все ответы верны

11. Олигопсония – это тип структуры рынка, для которого характерно:

а) небольшое количество крупных покупателей              б) много производителей

в) ценовые льготы на оптовые закупки                            г) все верно

12. Расставьте перечисленные ниже формы монополий в порядке убывания экономической свободы входящих в монополию фирм:

а) синдикат б) конгломерат в) картель г) трест д) концерн

Ответ: в а г д б

13. Цена товара, установленная ниже равновесного уровня, приводит к….

а) появлению дефицита товаров                      б) падению цен на ресурсы        

в) формированию рынка покупателя             г) возникновению излишка товаров

14. Соответствие между понятиями стоимости и их определениями

1. Стоимость (трудовая)-б А) Количественное соотношение, в котором одна потребительная стоимость может обмениваться на другую потребительскую стоимость
2. Полезность-в Б) Затраты абстрактного труда, измеряемые общественно необходимым рабочим временем
3. Меновая стоимость-а В) Субъективная оценка произведенных благ
4. Потребительная стоимость-г Г) Способность товара удовлетворять конкретные потребности
5. Предельная полезность-д Д) Полезность последней единицы каждого блага

15. Соответствие между типами несовершенной конкуренции и количеством фирм и отрасли

В-1. Дуополия                                                            а) Только три фирмы

А-2. Олигополия                                                        б) Множество фирм

Б-3. Монополистическая конкуренция                   в) Малое количество фирм

Г-4. Чистая монополия                                             г) Одна фирма  

16. Последовательность усиления степени влияния производителя на цену:

4а) Монополия                                                       3б) Олигополия       

2в) Монополистическая конкуренция                 1г) Совершенная конкуренция

17. К позитивным свойствам рынка относится:

а) систематическое повышение качества экономических благ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: