У олигополистической структуры рынка есть свои плюсы и минусы. Находясь в условиях взаимозависимости, олигополисты устанавливают цены очень взвешенно, пересматривают их весьма редко и осторожно. Олигополистическая власть над ценой не так значительна, как у монополиста, следовательно, олигополии приносят обществу меньше невосполнимых потерь от сознательного недопроизводства по сравнению с монополией. Однако технологические и другие барьеры вступления в олигополистическую отрасль все же высоки. Создавая условия для технологически статичного развития, они слишком ослабляют стимулы для разработки и внедрения прогрессивных технологий, к удешевлению продукции, серьезно ограничивают конкуренцию со стороны новых предприятий.
Рыночный механизм монополистической конкуренции с точки зрения использования ресурсов не является эффективным, поскольку производство осуществляется не с минимальными издержками, а объем производства не достигает величины, где средние валовые издержки предприятия минимальны. Однако если оценивать эффективность с точки зрения удовлетворения интересов потребителей, то многообразие товаров является для них более предпочтительным, нежели однообразная продукция по более низким ценам и в большем объеме.
|
|
4.2. Тестовые задания
1. Для какой модели рынка характерно применение следующих приемов укрепления своих позиций и увеличения прибыли:
а) манипулирование объемом предложения товара и его ценой;
б) лидерство в ценах;
в) тайный сговор;
г) организация картелей;
д) реклама отличительных качеств своего товара;
е) использование товарных знаков и товарных марок;
ж) снижение издержек производства и повышение качества товара.
В нужном столбце поставьте «+».
а | б | в | г | д | е | ж | |
1. Чистая монополия | + | ||||||
2. Олигополия | + | + | + | + | + | ||
3. Многополитическая конкуренция | + | + | + | ||||
4. Совершенная конкуренция | + |
2. Какое из следующих утверждений является верным в условиях чистой монополии:
а) прибыль максимальна, если Р = МС;
б) прибыль максимальна, если MR = МС;
в) прибыль максимальна, если MR = МС;
г) прибыль максимальна, если Р > MC.
3. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют следующую общую черту:
а) выпускаются дифференцированные товары;
б) на рынке функционирует большое число покупателей и продавцов;
в) выпускаются однородные товары;
г) кривая спроса на продукт отдельной фирмы абсолютно эластична;
д) рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции ее конкурентов.
4. Долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции устанавливается при условии, когда:
|
|
а) Р рыночная цена равна предельным издержкам;
б) фирмы получают экономическую прибыль;
в) рыночная цена равна минимальным значениям долгосрочных средних издержек;
г) имеет место положительный эффект масштаба.
5. Кто первым из экономистов попытался создать теорию олигополии:
а) К. Маркс;
б) П.М. Сунзи;
в) О. Курно;
г) О. Моргенштерн;
д) Э. Чемберлин;
е) Дж. Робинсон.
6. Олигополия - это рыночная структура, основным признаком которой является:
а) большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированный продукт;
б) ожесточенная ценовая война между фирмами;
в) только одна крупная фирма обеспечивает удовлетворение рыночного спроса на определенный продукт;
г) проведение активной неценовой конкуренции;
Д) господство относительно малого числа крупных фирм на рынке.
7.Если цена на продукцию монополиста растет, то его прибыль:
а) уменьшается;
б) увеличивается;
в) остается без изменения;
Г) может уменьшаться, остаться без изменений или увеличиться.
8. Олигополия сформируется, скорее всего, на рынке:
а) овощей;
б) губной помады;
в) конфет;
г) тракторов;
д) невозможно предсказать.
9. При монополистической конкуренции
а) на рынке действует ограниченное число фирм
Б) фирмы, действующие на рынке, выпускают дифференцированную продукцию
в) фирме не могут свободно входить и выходить с рынка
10. Олигополия – это тип структуры рынка, для которого характерно:
А) малое число фирм
б) большое число покупателей
В) однородные или мало дифференцированные продукты
г) труднодоступное вхождение на рынок
д) все ответы верны
11. Олигопсония – это тип структуры рынка, для которого характерно:
а) небольшое количество крупных покупателей б) много производителей
в) ценовые льготы на оптовые закупки г) все верно
12. Расставьте перечисленные ниже формы монополий в порядке убывания экономической свободы входящих в монополию фирм:
а) синдикат б) конгломерат в) картель г) трест д) концерн
Ответ: в а г д б
13. Цена товара, установленная ниже равновесного уровня, приводит к….
а) появлению дефицита товаров б) падению цен на ресурсы
в) формированию рынка покупателя г) возникновению излишка товаров
14. Соответствие между понятиями стоимости и их определениями
1. Стоимость (трудовая)-б | А) Количественное соотношение, в котором одна потребительная стоимость может обмениваться на другую потребительскую стоимость |
2. Полезность-в | Б) Затраты абстрактного труда, измеряемые общественно необходимым рабочим временем |
3. Меновая стоимость-а | В) Субъективная оценка произведенных благ |
4. Потребительная стоимость-г | Г) Способность товара удовлетворять конкретные потребности |
5. Предельная полезность-д | Д) Полезность последней единицы каждого блага |
15. Соответствие между типами несовершенной конкуренции и количеством фирм и отрасли
В-1. Дуополия а) Только три фирмы
А-2. Олигополия б) Множество фирм
Б-3. Монополистическая конкуренция в) Малое количество фирм
Г-4. Чистая монополия г) Одна фирма
16. Последовательность усиления степени влияния производителя на цену:
4а) Монополия 3б) Олигополия
2в) Монополистическая конкуренция 1г) Совершенная конкуренция
17. К позитивным свойствам рынка относится:
|
|
а) систематическое повышение качества экономических благ