Марсель Дюшан.
Мона Лиза с усами. 1919 г.
Частное собрание.
или коллажах они произвольно совмещали разные предметы, нисколько не заботясь о какой бы то ни было цельности.
В отрицании любых общепринятых ценностей дадаизм имел предшественников. С 1913 г. в Нью-Йорке французский художник Марсель Дюшан (1887—1968) стал выставлять обычные предметы массового производства, давая им названия и снабжая собственной подписью. Именовалось такое произведение реди-мэйд (ready-made), что в переводе с английского значит «сделанный из готового», «легко, быстро сделанный», «готовый продукт» — обозначение, принятое в торговой рекламе. Первым «готовым продуктом», попавшим в 1913 г. в художественную экспозицию, было «Велосипедное колесо на табуретке». В 1918 г. дюшановский «Фонтан» — обыкновенный писсуар — был продан с выставки в Нью-Йорке. Слава художника разнеслась по миру. Знаменем, символом всеотрицающего дадаизма стала его кощунственная «Мона Лиза с усами» (1919 г.). Дю-
Марсель Дюшан.
Фонтан. 1964 г.,
Воспроизведение
Утраченного оригинала
Г.
Галерея Шварц, Милан.
Франсис Пикабиа.
Дитя-карбюратор. 1919 г.