А со временем получилось так, что как-то незаметно сдружились Казангап и Едигей с Абуталипом. Умный он был человек. Едигея привлекало в нем то, что Абуталип в своем плачевном положении не был жалок. Держался достойно и понапрасну не сетовал на судьбу. Он не мог не считаться с тем, что есть на свете. Понял, очевидно, человек, что это судьба, выпавшая ему на долю. Жена его Зарипа, должно быть, тоже прониклась этим сознанием. Примирившись внутренне с неизбежностью расплаты, они находили смысл жизни в какой-то необычной чуткости, близости друг другу. Как понял потом Едигей, этим они жили, этим они защищались, взаимно заслоняя друг друга и детей от свирепых ветров времени. Особенно Абуталип. Он и дня не мог прожить вне своей семьи. Дети, сыновья,- для него это было все. Каждую свободную минуту Абуталип занимался с ними. Он учил их грамоте, сочинял разные сказки, загадки, устраивал какие-то придуманные им игры. Когда они с женой уходили на работу, детишек поначалу оставляли одних в бараке. Но Укубала не смогла на это спокойно смотреть, стала уводить мальчиков к себе. В доме у них было теплее, и быт у них к тому времени сложился гораздо удобней, чем у новоприезжих. Это-то
и сблизило их семьи. Ведь у Едигея в те годы тоже подрастали дети, две девчушки, как раз одногодки с абуталиповскими ребятами.
Зайдя как-то за своими малышами после работы на перегоне, Абуталип предложил:
- Вот что, Едигей, давай я заодно и твоих девочек буду учить. Я ведь не от нечего делать вожусь с ребятами с этих пор. Они сдружились, вместе играют. Днем у вас, а по вечерам пусть у нас. А почему я говорю так? Жизнь здесь, на отшибе, конечно, скудная, так тем более надо заниматься с ними. Времена наступают такие, что знания потребуются сызмальства. Теперешний вот такой человечек с ноготок должен знать столько, сколько прежде здоровенный парень. А иначе к образованию и не пробьешься.
И опять же смысл тех стараний Абуталипа Буранный Едигей постиг позднее, когда случилась беда. Тогда он понял, что в положении Абуталипа это было единственное, что он мог предпринять собственными усилиями для своих детей в боранлинских условиях. Он как знал, он спешил дать им от себя как можно больше, он как бы хотел таким образом запечатлеться в их памяти, жить заново в своих детях. Вечерами, когда Абуталип приходил с работы, он и Зарипа устраивали нечто вроде школы-детсада для своих и Едигеевых детей. Дети учились буквам, слогам, играли, рисовали, соревнуясь, у кого лучше получится, слушали книги, которые читали им родители и даже все вместе разучивали разные песенки. Это оказалось настолько интересным занятием, что и сам Едигей стал захаживать и наблюдать, как все это у них здорово выходило. И Укубала забегала частенько вроде как по делу, а в действительности, чтобы взглянуть на своих девочек. Умилялся Буранный Едигей. Душа его умилялась. Вот что значит образованные люди, учителя! Любо смотреть, как они умеют обращаться с детьми, как они сами умеют быть детьми, оставаясь взрослыми. В такие вечера Едигей старался не мешать, тихо сидел в сторонке. А когда приходил, то с порога снимал шапку:
- Добрый вечер! Вот и пятый ученик ваш заявился в детсад.
И дети привыкли к его посещениям. Дочурки его были счастливы. При отце они очень старались. Едигей с Укубалой поочередно топили им печь, чтобы по вечерам в бараке было теплей и уютней для детворы.
Вот такая семья приютилась в том году на Боранлы-Буранном.
ЗАДАНИЯ.
1. Основная мысль текста:
А) Показать дружбу двух семей
В) Рассказать о силе духа Абуталипа
С) Раскрыть ценности семьи Абуталипа
D) Показать красоту души Едигея (1)
2. Какая детальная информация помогает лучше понять идею отрывка из романа? Выпишите
предложения - примера из текста.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (2)
3. Сформулируйте 2 вопроса по прочитанному тексту и ответьте на них, используя информацию из текста для подтверждения своей точки зрения.
________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________(2)
4. Найдите и выпишите одно предложение, в котором автор показывает Абуталипа как хорошего семьянина.
________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ (1)
5. Приведите и запишите два аргумента, подтверждающие почему Абуталип говорит: «Времена наступают такие, что знания потребуются сызмальства»?
_____________________________________________________________________________ (2)
6. На основе текста сделайте вывод о том, каким человеком был Абуталип.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________ (2)
Письмо
7. Напишите публицистическую статью-рассуждение с элементами повествования/описания, выбрав одну из тем:
ü Как развивается туризм в нашей области.
ü С чего начинается Родина?
Используйте в работе отглагольные существительные, предложения с обособленными второстепенными членами. (10)
Чтение
№ вопроса | Ответ | балл | Дополнительная информация |
1 | С | 1 | |
2 | 1.Держался достойно и понапрасну не сетовал на судьбу. | 2 | |
2. Вот что, Едигей, давай я заодно и твоих девочек буду учить. | |||
3 | Примерные вопросы и ответы: | 2 | Обучающийся может составить и другие вопросы |
Какими словами Ч.Айтматов передает восхищение Едигея и его жены талантом Абуталипа и Зарипы в обучении детей? | |||
Любо смотреть, как они умеют обращаться с детьми, как они сами умеют быть детьми, оставаясь взрослыми. | |||
Что делали дети 2-х семей, когда Абуталип и Зарипа приходили вечером с работы домой? | |||
Дети учились буквам, слогам, играли, рисовали, соревнуясь, у кого лучше получится, слушали книги, которые читали им родители и даже все вместе разучивали разные песенки. | |||
4 | Он и дня не мог прожить вне своей семьи. Дети, сыновья,- для него это было все. | 1 | |
5 | Нужно было восстанавливать разрушенную войной страну. Образованные, квалифицированные кадры требовались везде, так как многие ушли на фронт и не вернулись. | 2 | За каждый аргумент по одному баллу. Принимаются ответы, раскрывающие вопрос. |
6 | Абуталип был человеком с чувством собственного достоинства, обладал сильным характером, был образованным человеком, хорошим семьянином, хорошо относился к людям, хотя много в жизни испытал и пережил. | 2 | |
Всего | 10 |
Письмо
Содержание и речь | Балл | Грамотность | Балл | ||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||
Подробный | и очень | хорошо | 5 | В | тексте | применяется обширный | 5 | ||||||||||
проиллюстрированный | ответ, | словарный запас, ярко выраженный | |||||||||||||||
который | эффективно раскрывает | стиль | письма. | Используются | |||||||||||||
как простые, так и сложные идеи. | предложения | с | обособленными | ||||||||||||||
Текст | соответствует | членами | предложения. | В | |||||||||||||
публицистическому | стилю, | типу | предложениях | присутствуют | |||||||||||||
текста-рассуждения с элементами | отглагольные | существительные, | |||||||||||||||
повествования/описания. В тексте | причастия. | Допускает | одну | ||||||||||||||
присутствуют раскрытые и связные | орфографическую | и | одну | ||||||||||||||
аргументы. | пунктуационную | ошибку | при | ||||||||||||||
обособленных второстепенных членах | |||||||||||||||||
предложения. | |||||||||||||||||
Обоснованный ответ, в котором | 4 | В | целом, | ответ | точен, | ошибки | не | 4 | |||||||||
хорошо раскрываются | простые и | препятствуют | передаче | информации. | |||||||||||||
некоторые сложные идеи, которые | Используются | предложения | с | ||||||||||||||
логически | развиваются. | Текст | обособленными членами предложения. | ||||||||||||||
соответствует | публицистическому | В | предложениях | присутствуют | |||||||||||||
стилю, типу текста-рассуждения с | отглагольные | существительные, | |||||||||||||||
элементами | причастия. Допускает не более двух | ||||||||||||||||
повествования/описания. | орфографических | и | пунктуационных | ||||||||||||||
Продемонстрировано | умение | ошибок при | второстепенных | членах | |||||||||||||
аргументировать | и | делать | предложения. | ||||||||||||||
заключения. | |||||||||||||||||
Ответ | содержит | некоторые | 3 | Достаточно ясный | ответ, | ошибки | 3 | ||||||||||
обоснованные примеры. | заметны.Онинепрепятствуют | ||||||||||||||||
Раскрываются простые идеи, но | передаче | информации. | Используется | ||||||||||||||
недостаточно | приводится | соответствующий | ряд | простых | |||||||||||||
примеров. | Эссе | организовано | грамматических форм и повседневную | ||||||||||||||
достаточно хорошо, но аргументы | лексику. | Допускает | 3/4 | ||||||||||||||
не всегда логически развиты. В | орфографические | и | пунктуационные | ||||||||||||||
тексте не | присутствуют | элементы | ошибки. | ||||||||||||||
повествования. | |||||||||||||||||
Раскрываются основные | идеи, | но | 2 | Используются простые предложения и | 2 | ||||||||||||
допускается | много | упущений | и | ограниченный | словарный | запас. | |||||||||||
несоответствий. | Раскрываются | Имеются повторы, стиль недостаточно | |||||||||||||||
только простые идеи. Текст не | выражен. | Неправильное | |||||||||||||||
соответствует | публицистическому | использование | основных | ||||||||||||||
стилю, типу текста-рассуждения с | грамматических форм и ошибки в | ||||||||||||||||
элементами | орфографии, | затрудняющие | |||||||||||||||
повествования/описания. | Работа | понимание.Допускает | 5-7 | ||||||||||||||
имеет ограниченную | структуру | и | орфографические | и | пунктуационные | ||||||||||||
слабые аргументы. | ошибки. |
17
Неясный ответ. Структура эссе и | 1 | Используются | только | простые | 1 | ||||
раскрытие аргументов на низком | предложения и | ||||||||
уровне. Идеи представляются | очень | ограниченный | словарный | ||||||
беспорядочно. | запас. | ||||||||
Большинство | структур | составлено | |||||||
неправильно | и | не | имеет | ||||||
завершённости. | Частые | ошибки | |||||||
затрудняют понимание. | Допускает | ||||||||
более | 7 | орфографическихи | |||||||
пунктуационных ошибок. | |||||||||