Цели: актуализировать знания; выяснить, что такое сборник в разных его вариантах.
Ход урока
I. Организационный момент
В библиотеку мы с вами сегодня пришли, Много книг интересных на полках нашли. Рассказы, загадки, чудесные сказки Мы можем с тобой отыскать без подсказки. Здесь найдем мы журналы, газеты, стихи. В этот дом ты почаще, дружок, заходи!
II.Подготовка к восприятию
— Вспомните, что значит слово «библиотека»? («Библио» по-гречески «книга», а «тека» — «хранилище».)
Итак, библиотека — это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В библиотеке много книг, журналов, и все это называется книжным фондом. А для того чтобы мы могли быстро найти нужную книгу, каждая из них стоит на своем месте. Другими словами можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. А хорошо ориентироваться в этом мире вам поможет, конечно, библиотекарь. (Слово предоставляется библиотекарю.)
III. Работа по теме урока
— Посмотрите на выставку книг, которую подобрал нам библиотекарь. Прочитайте названия. («Сказки народов мира», «Сказки народов России», «Сказки народов Азии», «Сказки народов Африки и Австралии».)
|
|
— Что вы заметили? (Это всё — книги сказок.)
— Что особенного в этих книгах? (В них собрано много разных сказок.)
Такие книги называются сборниками.
Урок 23. Поход в библиотеку. Обобщение знаний
— Предположите, от какого слова образовано это название. (От слова «собирать».)
— Что же такое сборник? Кто читал сказки из этих сборников?
— Только ли сказки могут быть объединены в сборник? Давайте поработаем в группах и постараемся ответить на этот вопрос.
(Каждая группа получает сборник. Дети должны определить,
по какому признаку собраны произведения в данном сборнике.
Каждая группа предоставляет свой отчет.)
— Какой вывод можно сделать? (Примерный ответ. В сборник включены разные произведения, которые чем-то объединены:
• 1-я группа. Произведения, сходные по типу (сказки, рассказы, стихи).
• 2-я группа. Произведения на одну тему (о природе, о животных, о детях).
• 3-я группа. Произведения одного автора (сборник сказок С. Козлова, сборник рассказов Ю. Коваля).)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
(Каждая группа получает сборник сказок о животных.)
— Прочитайте названия сказок. Какие сказки вы уже читали?
— Встречалось ли вам необычное начало? Зачитайте.
— Вспомните, с какими сказками о животных мы познакомились во 2 классе. («Как собака с кошкой враждовать стали» (китайская сказка), «Почему у братца опоссума голый хвост» (сказка народов Америки).)
— В какой из них объясняются причины поведения животных? А в какой — внешний вид? (В китайской сказке — причины поведения, а в американской — внешний вид.)
|
|
— Как вы думаете, эти сказочные истории можно назвать самыми древними? (Да, так как они объясняют, почему у животных именно такая внешность и почему они так себя ведут.)
— А можно ли по названию определить, что эти сказки самые древние?
(Следующее задание выполняется в парах.)
83 |
— Прочитайте на с. 73 названия сказок разных народов и постарайтесь определить по названию, какие из них можно отнести к самым древним. (Примерный ответ: № 2, 4, 5, 7, 8.)
— Подтвердите свою точку зрения.
— Чему посвящены остальные, какова их общая тема? (Ценность хитрости и ловкого обмана — это просто древние сказки, так как учили людей, как надо поступать в разных ситуациях.)
VI. Подведение итогов урока
— Чему вы учились на уроке? Что нового узнали?
Домашнее задание
Найти и прочитать одну из самых древних сказок о животных
из списка на с. 73.