Уроки 5 0, 51. А. Куприн «Слон»

Цель: учить рассуждать, делать выводы о том, что происходит в душе героев рассказа, что их волнует и что является мотивом поступков.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока

— Вспомните, какую тему мы изучаем.

— С какими произведениями уже познакомились?

— Чему научили нас герои этих произведений? (Сопережи­вать окружающим; научили тому, что любовь и сострадание к живым существам сильнее неприязни.)

— Отгадайте загадку и узнаете тему нашего урока.

Набирает воду носом, Будто шлангом и насосом. Ставьте зонтиков заслон: Всех сейчас окатит он. (Слон.)

— Что вы знаете об этом животном?

(Учитель выставляет картинку с изображением слона.)

Материал для учителя

На суше нет никого больше слона. На нашей планете обитают два вида слонов: индийские и африканские. Индийских слонов еще называют азиатскими.

Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко двигаться по горным тропам, превосходно плавать. Кроме больших раз­меров, в слоне поражает его хобот. У слона очень короткая шея, и он не может дотянуться до земли. Здесь его и выручает хобот. Слон очень ловко срывает им побеги с высоких деревьев и щиплет траву. Хоботом он набирает воду для питья и обливает себя в жаркий день. Но хобот сло­ну нужен не только для еды. С помощью хобота слон чувствует запахи на 3 километра. Матери хоботом проверяют лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить его температуру. Хобот еще и очень страшное оружие. Но слоны редко используют его в бою. В случае опасности они сворачивают хобот. Ведь его потеря грозит животному голодной смертью. На кончике хобота у африканского слона находятся два выроста — паль­ца, а у индийского — один. С его помощью слон может поднять с земли спичку или самую мелкую монету.

Слоны относятся к числу наиболее умных животных. У них разви­та взаимопомощь. Больных, обессиленных животных слоны стараются поднять, вызвать у них стремление бороться за свою жизнь, помогают покинуть опасный район. Два слона становятся по бокам больного жи­вотного, тесно к нему прижимаются и, не давая упасть, уводят.

У слонов отличная память. Они узнают своих собратьев даже после длительной разлуки. Нанесенные обиды помнят всю жизнь и могут ото­мстить спустя десятилетия. Покровителей, завоевавших слоновью любовь и доверие, не забывают никогда.

В XIX в. люди стали истреблять слонов в Азии. Сегодня этот вид за­несен в Красную книгу как вымирающий. Охота на африканского слона ограничена, а в некоторых странах запрещена.

— Нравятся вам эти животные?

— Где сейчас можно их увидеть?

— Найдите в содержании автора произведения, которое мы будем сегодня изучать. Знаком ли он вам?

(Учитель выставляет портрет писателя.)

Материал для учителя

Современники писали о А. Куприне как о мускулистом силаче с зор­кими глазами, человеке энергичном, волевом, азартном и даже рисковом. Он жил в постоянном движении и поиске: в 43 года начал учиться плавать у мирового рекордсмена, с другим известным спортсменом поднялся на воздушном шаре, одним из первых в мире спустился на морское дно в водолазном костюме. Он любил жизнь, любил цирк, животных, осо­бенно лошадей.

— С каким произведением мы познакомимся на уроке? («Слон».)

— Какие цели мы ставим перед собой?

— Предположите, о чем произведение.

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 151. Что вы заметили? (Произведение дано в сокращении, и есть значок «Поиск слова в толковом словаре».)

— Какие слова нужно найти в толковом словаре? Прочитайте их значение.

(Дети читают первую часть рассказа на с. 151—154 до слов «Че­рез два часа...».)

— Подтвердились ли ваши предположения?

— Кто герой? Что вы узнали о девочке?

— Давно ли больна Надя? Подтвердите словами из текста.

— Чьими глазами мы смотрим на доктора в начале рассказа? Из каких слов это видно?

— С какой проблемой столкнулся доктор?

— Что же он посоветовал родителям? Найдите и зачитайте эти строчки.

— Прочитаем диалог мамы и Нади на с. 151 по ролям.

— Как мама реагировала на состояние девочки?

— Найдите на с. 152 подтверждение тому, что с девочкой что-то не так. («не отвечает...», «неподвижные, невеселые глаза...», «худеет и слабеет с каждым днем...», «ничего не нужно...», «жару нет, боли нет...», «лежит целые дни и ночи...», «тихая, печальная...», «не спит, дремлет по полчаса...», «сны серые, длинные, скучные...».)

— Так чем же больна девочка Надя? (Ей неинтересно жить.)

— Иными словами, Надина болезнь не физического, а душев­ного происхождения, что не менее опасно. Как же помочь Наде? Что бы вы посоветовали родителям?

— Когда же произошел переломный момент в состоянии де­вочки? (Во сне.)

— Поняли ли родители просьбу Нади?

— Как вы думаете, почему автор так подробно описывает иг­рушку и сцену с игрушкой? Найдите описание игрушки. (Дорогая, красивая, заводная, слон совсем как живой.)

— Живой или совсем как живой — есть ли разница? А в чем видит разницу Надя? Найдите, как отреагировала Надя на игрушку.

— В какой момент просьба дочери кажется папе прихотью? Подтвердите словами из текста.

— Подумайте: а может ли живой слон излечить девочку?

— Как вы думаете, приведет ли папа живого слона? Прочитаем и узнаем.

(Чтение первой части до конца на с. 154—157.)

— Что заставило папу изменить решение? (Он боялся, что Надя умрет, он не сможет выполнить последнее желание дочери.)

— Как хозяин зверинца отнесся к просьбе отца привести слона в дом? Перечитайте этот эпизод и подчеркните нужные сло­ва и выражения. (Открыл широко от удивления глаза и рот; сначала отказался понимать; выслушал объяснение; спросил о возрасте девочки; проникся пониманием.)

— Перескажите этот эпизод: I вариант — от лица папы, II ва­риант — от лица хозяина.

— Почему же хозяин зверинца передумал?

— Найдите на с. 155 отрывок, где описывается выступление слонов. Почему папа выбирает для Нади самого большого слона — ведь в зверинце есть и два маленьких? Подтвердите свое мнение строчками из текста.

— Что вы можете сказать о родителях Нади? (Они ее любят, а для настоящей любви нет ничего невозможного.)

— Просмотрите первую часть текста целиком и найдите от­рывки — подтверждения родительской любви.

5

1

3

7

4

2

6

— Прочитайте записи на карточках. Восстановите последова­тельность событий.

Папа купил большого игрушечного слона

Надя заболела странной болезнью

Доктор посоветовал маме исполнять все ее капризы

Надин папа отправился в зверинец

Наде приснился необычный сон

Девочка ничего не хотела

К игрушке девочка была равнодушна

— У нас получился план. Закончите его.

Слона приводят в дом Нади

— Что же помогло убедить хозяина зверинца?

— Как вы поняли, почему слона ведут ночью?

— Прочитайте план.

V. Подведение итогов урока

— Какое произведение читали?

— Какие чувства переживали герои рассказа?

— Какой эпизод особо взволновал вас?

Домашнее задание

Составить краткий пересказ с опорой на план.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: