Цель: учить рассуждать, делать выводы о том, что происходит в душе героев рассказа, что их волнует и что является мотивом поступков.
Ход уроков
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока
— Вспомните, какую тему мы изучаем.
— С какими произведениями уже познакомились?
— Чему научили нас герои этих произведений? (Сопереживать окружающим; научили тому, что любовь и сострадание к живым существам сильнее неприязни.)
— Отгадайте загадку и узнаете тему нашего урока.
Набирает воду носом, Будто шлангом и насосом. Ставьте зонтиков заслон: Всех сейчас окатит он. (Слон.)
— Что вы знаете об этом животном?
(Учитель выставляет картинку с изображением слона.)
Материал для учителя
На суше нет никого больше слона. На нашей планете обитают два вида слонов: индийские и африканские. Индийских слонов еще называют азиатскими.
Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко двигаться по горным тропам, превосходно плавать. Кроме больших размеров, в слоне поражает его хобот. У слона очень короткая шея, и он не может дотянуться до земли. Здесь его и выручает хобот. Слон очень ловко срывает им побеги с высоких деревьев и щиплет траву. Хоботом он набирает воду для питья и обливает себя в жаркий день. Но хобот слону нужен не только для еды. С помощью хобота слон чувствует запахи на 3 километра. Матери хоботом проверяют лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить его температуру. Хобот еще и очень страшное оружие. Но слоны редко используют его в бою. В случае опасности они сворачивают хобот. Ведь его потеря грозит животному голодной смертью. На кончике хобота у африканского слона находятся два выроста — пальца, а у индийского — один. С его помощью слон может поднять с земли спичку или самую мелкую монету.
|
|
Слоны относятся к числу наиболее умных животных. У них развита взаимопомощь. Больных, обессиленных животных слоны стараются поднять, вызвать у них стремление бороться за свою жизнь, помогают покинуть опасный район. Два слона становятся по бокам больного животного, тесно к нему прижимаются и, не давая упасть, уводят.
У слонов отличная память. Они узнают своих собратьев даже после длительной разлуки. Нанесенные обиды помнят всю жизнь и могут отомстить спустя десятилетия. Покровителей, завоевавших слоновью любовь и доверие, не забывают никогда.
В XIX в. люди стали истреблять слонов в Азии. Сегодня этот вид занесен в Красную книгу как вымирающий. Охота на африканского слона ограничена, а в некоторых странах запрещена.
— Нравятся вам эти животные?
|
|
— Где сейчас можно их увидеть?
— Найдите в содержании автора произведения, которое мы будем сегодня изучать. Знаком ли он вам?
(Учитель выставляет портрет писателя.)
Материал для учителя
Современники писали о А. Куприне как о мускулистом силаче с зоркими глазами, человеке энергичном, волевом, азартном и даже рисковом. Он жил в постоянном движении и поиске: в 43 года начал учиться плавать у мирового рекордсмена, с другим известным спортсменом поднялся на воздушном шаре, одним из первых в мире спустился на морское дно в водолазном костюме. Он любил жизнь, любил цирк, животных, особенно лошадей.
— С каким произведением мы познакомимся на уроке? («Слон».)
— Какие цели мы ставим перед собой?
— Предположите, о чем произведение.
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 151. Что вы заметили? (Произведение дано в сокращении, и есть значок «Поиск слова в толковом словаре».)
— Какие слова нужно найти в толковом словаре? Прочитайте их значение.
(Дети читают первую часть рассказа на с. 151—154 до слов «Через два часа...».)
— Подтвердились ли ваши предположения?
— Кто герой? Что вы узнали о девочке?
— Давно ли больна Надя? Подтвердите словами из текста.
— Чьими глазами мы смотрим на доктора в начале рассказа? Из каких слов это видно?
— С какой проблемой столкнулся доктор?
— Что же он посоветовал родителям? Найдите и зачитайте эти строчки.
— Прочитаем диалог мамы и Нади на с. 151 по ролям.
— Как мама реагировала на состояние девочки?
— Найдите на с. 152 подтверждение тому, что с девочкой что-то не так. («не отвечает...», «неподвижные, невеселые глаза...», «худеет и слабеет с каждым днем...», «ничего не нужно...», «жару нет, боли нет...», «лежит целые дни и ночи...», «тихая, печальная...», «не спит, дремлет по полчаса...», «сны серые, длинные, скучные...».)
— Так чем же больна девочка Надя? (Ей неинтересно жить.)
— Иными словами, Надина болезнь не физического, а душевного происхождения, что не менее опасно. Как же помочь Наде? Что бы вы посоветовали родителям?
— Когда же произошел переломный момент в состоянии девочки? (Во сне.)
— Поняли ли родители просьбу Нади?
— Как вы думаете, почему автор так подробно описывает игрушку и сцену с игрушкой? Найдите описание игрушки. (Дорогая, красивая, заводная, слон совсем как живой.)
— Живой или совсем как живой — есть ли разница? А в чем видит разницу Надя? Найдите, как отреагировала Надя на игрушку.
— В какой момент просьба дочери кажется папе прихотью? Подтвердите словами из текста.
— Подумайте: а может ли живой слон излечить девочку?
— Как вы думаете, приведет ли папа живого слона? Прочитаем и узнаем.
(Чтение первой части до конца на с. 154—157.)
— Что заставило папу изменить решение? (Он боялся, что Надя умрет, он не сможет выполнить последнее желание дочери.)
— Как хозяин зверинца отнесся к просьбе отца привести слона в дом? Перечитайте этот эпизод и подчеркните нужные слова и выражения. (Открыл широко от удивления глаза и рот; сначала отказался понимать; выслушал объяснение; спросил о возрасте девочки; проникся пониманием.)
— Перескажите этот эпизод: I вариант — от лица папы, II вариант — от лица хозяина.
— Почему же хозяин зверинца передумал?
— Найдите на с. 155 отрывок, где описывается выступление слонов. Почему папа выбирает для Нади самого большого слона — ведь в зверинце есть и два маленьких? Подтвердите свое мнение строчками из текста.
— Что вы можете сказать о родителях Нади? (Они ее любят, а для настоящей любви нет ничего невозможного.)
— Просмотрите первую часть текста целиком и найдите отрывки — подтверждения родительской любви.
5 |
1 |
3 |
7 |
4 |
2 |
6 |
— Прочитайте записи на карточках. Восстановите последовательность событий.
|
|
Папа купил большого игрушечного слона
Надя заболела странной болезнью
Доктор посоветовал маме исполнять все ее капризы
Надин папа отправился в зверинец
Наде приснился необычный сон
Девочка ничего не хотела
К игрушке девочка была равнодушна
— У нас получился план. Закончите его.
Слона приводят в дом Нади
— Что же помогло убедить хозяина зверинца?
— Как вы поняли, почему слона ведут ночью?
— Прочитайте план.
V. Подведение итогов урока
— Какое произведение читали?
— Какие чувства переживали герои рассказа?
— Какой эпизод особо взволновал вас?
Домашнее задание
Составить краткий пересказ с опорой на план.