Исследование моторной реализации во внешней речи

Исследование состояния звукопроизношения.

Данное исследование осуществляется общепринятыми в логопедической практике методами.

Исследование звукослоговой структуры слова.

Материалом исследования служат картинки и слова различной звукослоговой структуры, а также сбалансированные артикуляционные таблицы А..С.Штерн).

§ Слова различной звукослоговой структуры

Односложные слова

Сад, соль, стол, стул, слон, мост, куст, хвост.

Двусложные слова

Сани, сова, сахар, гамак, песок, фасоль, стадо, стая, глобус, сумка, доска, масло, аист, поднос, галстук, танкист.

Трехсложные слова

Сапоги, колесо, посуда, собака, соловей, сухари, ананас, кипарис, стадион, стрекоза, колбаса, автобус, коляска, капуста, троллейбус, ступеньки, скамейка, скакалка, космонавт.

Четырехсложные слова

Кукуруза, пуговица, поросенок, велосипед, столовая, земляника, сахарница, скворечница.

Пятисложные слова

Милиционер, пирожковая, колокольчики, водопроводчик, одуванчики.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается назвать картинки. В случае затруднений экспериментатор называет картинку и просит ребенка повторить слово.

§ Сбалансированные артикуляционные таблицы А.С.Штерн.

Таблица А4

гриб кенгуру национальный доставить

вниз долгий настоящий смочь

энергия снимок выходить эффективность

штаб три думать дать

путаница предупредить собственный тарелка

понимать советский морж свой

большой совет занавес условия

поверхность часы твой двадцать

упор кивать мотоцикл ножницы

обезьяна средний платок семнадцать

будущий чай летчик мышь

начинаться одиннадцать держать дуть

смета пять

Таблица А9

семьдесят пить магнит валенки

шесть простой лен челнок

трансформатор технический барабан бегать

справиться говорить трактор стул

видеть ход четыре маленький

работа экзальтация организованный использовать

быть ждать пять расстояние

смешной щетка автомобиль вода

девочка один старый норма

оказаться показать плут заметный

груз вслух гречиха смех

конъюнктура норма иметь бас

Процедура и инструкция. В начале исследования экспериментатор дает следующую инструкцию: «Я сейчас буду называть тебе слова, а ты внимательно слушай и повторяй их».

Исследование воспроизведения звукослоговой структуры слов в предложении (с использованием слов таблиц А.С.Штерн).

Старый автомобиль оказался большим.

Большой трактор использовали в поле.

С маленького ручейка начинается большая река.

Одиннадцать мотоциклов показались на дороге.

На поверхности стула были заметны следы.

Летчик предупредил пассажиров о взлете.

Нам показали сломанный трансформатор.

Старенькие валенки лежали на крылечке.

Барабанщик бьет в барабан.

В тарелку насыпали гречиху.

Смешной клоун выходит на арену цирка.

Брату подарили настоящие часы.

Процедура и инструкция. В начале исследования экспериментатор дает следующую инструкцию: «Я сейчас буду называть тебе предложения, а ты внимательно слушай и повторяй их».

Критерием оценки служит количество правильно воспроизведенных слов. Замены звуков, обусловленные нарушением звукопроизношения, не учитываются при обработке результатов исследования.

Высокий уровень (4 балла) - правильное воспроизведение всех предложенных слов.

Уровень выше среднего (3 балла) - неправильное воспроизведение пятисложных слов и четырехсложных со стечением согласных.

Средний уровень (2 балла) – неправильное воспроизведение пятисложных, четырехсложных слов и трехсложных слов различной звукослоговой структуры.

Уровень ниже среднего (1 балл) - правильное воспроизведение только односложных и двусложных слов различной звукослоговой структуры..

Низкий уровень (0 баллов) – правильное воспроизведение только простых односложных и двухсложных слов.

V. ИССЛЕДОВАНИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Анализ предложений на слова

Материалом исследования служат предложения различной структуры:

Мальчик играет. Девочка рвет цветы. Ярко светит солнце. Птичка сидит в клетке. Папа рубит дрова топором. Около дома растет высокая береза. Птицы свили гнезда на деревьях.

Процедура и инструкция. Ребенку дается следующая инструкция: «Я буду называть предложения, а ты приготовься назвать, сколько слов в предложении». Далее экспериментатор говорит предложение и задает вопрос: «Сколько слов в этом предложении?»

Слоговой анализ и синтез

А)Слоговой анализ

Материалом исследования служат следующие слова:

Дом, рама, каша, диван, сахар, лампа, кошка, клумба, танкист, машина, канава, барабан, самолет, капуста, гречиха, подсолнечник, скворечница.

Процедура и инструкция.

1. В начале эксперимента дается следующая инструкция: «Я буду говорить тебе слова слитно, а ты постарайся повторить слово по слогам».

2. В начале эксперимента дается следующая инструкция: «Я буду говорить тебе слова, а ты постарайся определить, сколько слогов в слове». Далее экспериментатор произносит слово и задает вопрос: «Сколько слогов в этом слове?».

3. Предлагается назвать ударный слог слова.

4. Предлагается назвать после произнесения слова, какой по счету ударный слог в слове.

Высокий уровень (4 балла) - правильный слоговой анализ всех предложенных слов.

Уровень выше среднего (3 балла) - правильный слоговой анализ, но с использованием помощи экспериментатора и материализации действия..

Средний уровень (2 балла) – неправильный слоговой анализ четырехсложных слов.

Уровень ниже среднего (1 балл) - правильный слоговой анализ только односложных и двусложных слов различной звукослоговой структуры..

Низкий уровень (0 баллов) – правильный слоговой анализ только простых двухсложных слов (без стечений согласных).

Б) Слоговой синтез

Материал для исследования – слова: лапа, мышка, лопата, лягушка, ленивый, выливает, постучали, простокваша, безоблачное, пирожковая.

Процедура и инструкция. Экпериментатор дает следующую инструкцию: «Я буду произносить слова по слогам. А ты внимательно слушай, а потом скажи это слово слитно». Слово произносится по слогам, после чего экспериментатор задает вопрос: «Какое же слово я сказала?»

Критерием оценки является количество правильно выполненных заданий.

Высокий уровень (4 балла) - правильное воспроизведение всех предложенных слов.

Уровень выше среднего (3 балла) - неправильное воспроизведение пятисложных и четырехсложных слов со стечением согласных.

Средний уровень (2 балла) – неправильное воспроизведение пятисложных, четырехсложных и трехсложных слов различной звукослоговой структуры.

Уровень ниже среднего (1 балл) - правильное воспроизведение только двусложных слов различной звукослоговой структуры..

Низкий уровень (0 баллов) – правильное воспроизведение только простых двухсложных слов (без стечений согласных).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: