Другие идеологи социал-дарвинизма конца XIX – начала XX веков

 

В связи с историей становления социал-дарвинизма можно также вспомнить Уильяма Самнера (1840–1910) – американского социолога, философа, экономиста и публициста. К тому же с 1869 года Самнер – священник Протестантской церкви. Он продолжал пропагандировать мысль Спенсера о полезности социального неравенства и о недопустимости государственного вмешательства в экономику как условии социального прогресса. Естественно, был ярым противником любых форм социализма и апологетом капитализма свободной конкуренции (laissez-faire).

Среди видных представителей социал-дарвинизма конца XIX – начала XX веков следует назвать американского социолога и реформиста Албиона Смолла (1854–1926), которого считают отцом-основателем американской социологии. Впрочем, некоторые радикальные дарвинисты критикуют Смолла за эклектизм, попытки вмешаться в процессы «естественного социального отбора», чрезмерное увлечение этикой как средством смягчения социальных противоречий.

В США можно назвать ещё нескольких социологов «первого поколения», которые испытали на себе сильное влияние работ Дарвина (а также Спенсера). Это Эдвард Л. Юманс (1821–1887), Джон Фиск (1842–1901) и Джон В. Бёрджесс (1844–1931).

Одним из наиболее радикальных представителей социал-дарвинизма в континентальной Европе стал польско-австрийский социолог и юрист Людвиг Гумплович (1838–1909), автор книг «Расовая борьба» (1883), «Основы социологии» (1899) и других. В теории Гумпловича утверждалась неизбежность социального конфликта и общественного неравенства людей. Взамен популярной в то время теории классовой борьбы он предложил идею борьбы рас, понимаемую как «борьба гетерогенных социальных и этнических единиц, групп и общностей».

В более смягчённом виде идеи социал-дарвинизма проповедовал современник и соотечественник Гумпловича – Густав Ратценхофер (1842–1904). Он – австрийский военный деятель, философ и социолог, автор книг «Сущность и цель политики» (1893), «Социологическое познание» (1898) и «Социология. Позитивное учение о человеческих взаимоотношениях» (1907). Конфликт интересов социальных групп и индивидов ставился им в основу жизни общества. Признавая неизбежность социального конфликта, Ратценхофер стремился выявить возможности минимизации его продолжительности и ущербов. Занимался вопросами управления социальными конфликтами и критиковал тех, кто полагал, что конфликты следует предотвращать. Предотвращение лишь нарушит функционирование механизмов социальной «саморегуляции».

Идеи социал-дарвинизма пропагандировали не только учёные-биологи, социологи, экономисты и философы. На этой ниве также трудились писатели. В качестве примера можно назвать известного американского писателя Джека Лондона (1876–1916)[94]. В начале своего творческого пути он увлекался идеями Карлейля, Спенсера, Ницше, Маркса, Фрейда[95]. В ряду его кумиров, как мы видим, был основоположник социал-дарвинизма Герберт Спенсер. Правда, потом эти увлечения прошли – после идейного перелома, ознаменованного романами «Железная пята» (1908) и «Мартин Иден» (1909). Многие усматривают влияние идей социал-дарвинизма и на творчество американского писателя Теодора Драйзера (1871–1945). Особенно явно оно проявилось в его знаменитой трилогии, включающей романы «Финансист», «Титан» и «Стоик» (первые две книги вышли перед Первой мировой войной, третья была завершена лишь в 1945 г., за несколько дней до смерти писателя). Главный герой трилогии – финансист-философ Фрэнк Каупервуд. Во взглядах Каупервуда на жизнь и человека, в его раздумьях и размышлениях о смысле существования прослеживаются постулаты философских и других научных доктрин, которыми в то время увлекался сам Драйзер (социал-дарвинизм, ницшеанство, фрейдизм и др.).

Идеи социал-дарвинизма были весьма востребованы в начале ХХ века, поскольку в это время капитализм перерастал в свою высшую стадию – империализм. Завершался территориальный раздел мира между ведущими капиталистическими державами, шла подготовка к его территориальному переделу. Мир был на пороге большой империалистической войны. Социал-дарвинизм являлся идеологическим обоснованием и оправданием подготовки к ней.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: