Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.
Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов.
Интонационное богатство русской речи.
Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложенияс прямой речью.
Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями
Публицистический стиль речи
Назначение публицистического стиля речи. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.
Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.
|
|
Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эссе.
Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Ознакомление с правилами деловой дискуссии, с требованиям и к её участникам.
Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
Дифференцированная работа над одним из четырёх жанров: путевым очерком, портретным очерком, проблемным очерком, эссе (по выбору учащихся, с использованием материалов учебника)
Разговорная речь
Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.
Невербальные средства общения. Культура разговорной речи
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения
Сочинение на одну из тем (по выбору учащегося)
Язык художественной литературы
Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в нём эстетической функции национального языка.Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения. Языковая личность автора в произведении. Подтекст.
Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.
|
|
Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.
Контрольная работа: анализ фрагмента художественного текста или анализ текста лирического произведения
Общие сведения о языке
Язык как система. Основные уровни языка. Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках.
Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствованииязыковых норм.
Выдающиеся учёные-русисты.
Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями
Повторение
Итоговая контрольная работа
Защита реферата, проекта
VI. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ.
10 класс
Тема урока |
| |
Количество часов | II вариант | |
Функции языка. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире | 1 | |
Язык и общество. Язык и культура | 1 | |
Язык и речь | 1 | |
Система языка. Единицы и уровни языковой системы | 1 | |
Фонетика и графика. Орфография | 2 | |
Изложение (сжатое) с элементами сочинения | 1 | |
Лексика. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Словари русского языка | 1 | |
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения, территориальной и социальной дифференциации | 2 | |
Фразеология | 1 | |
Состав слова (морфемика) и словообразование | 1 | |
Сложные слова | 1 | |
Словообразовательный разбор слова (по составу) | 1 | |
Морфология. Самостоятельные части речи | 2 | |
Служебные части речи. Междометие | 1 | |
Морфологический разбор слова | 1 | |
Диктант | 1 | |
Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение | 1 | |
Простое осложнённое предложение | 1 | |
Сложное предложение. Прямая и косвенная речь | 2 | |
Синтаксический разбор | 2 | |
Текст. Признаки текста. Межфразовая связь. Типы речи | 1 | |
Абзац | 1 | |
Аннотация. План. Тезисы | 1 | |
Выписки. Конспект | 1 | |
Реферат | 1 | |
Знаки препинания при цитировании | 1 | |
Сочинение на одну из тем (по выбору учащегося) | 1 | |
Оценка текста. Рецензия | 1 | |
Речеведческий анализ текста | 1 | |
Итоговая контрольная работа | 1 | |
Итого: | 35 |
11 КЛАСС
Тема урока |
| |
Количество часов | ||
Формы существования русского языка. Литературный язык | 1 | |
Диалекты. Профессионализмы. Жаргон | 1 | |
Просторечие | 1 | |
Функциональные стили русского литературного языка | 1 | |
Научный стиль речи | 1 | |
Термины | 1 | |
Диктант | 1 | |
Публицистический стиль речи. Особенности публичной речи | 1 | |
Жанры публицистики | 1 | |
Очерк | 1 | |
Устное выступление | 1 | |
Дискуссия | 1 | |
Официально-деловой стиль речи | 1 | |
Разговорная речь | 1 | |
Диктант | 1 | |
Язык художественной литературы | 1 | |
Язык как элемент структуры художественного произведения. Языковая личность автора в произведении. Подтекст | 1 | |
Разбор художественного текста (отрывка из художественного произведения) | 2 | |
Разбор текста лирического произведения | 2 | |
Культура речи. Речевая ситуация | 2 | |
Понятие культуры речи. Качества хорошей речи | 2 | |
Три компонента культуры речи | 1 | |
Сочинение на одну из тем (по выбору учащегося) | 2 | |
Повторение орфографии | 2 | |
Повторение синтаксиса и пунктуации | 1 | |
Итоговое повторение | 2 | |
Защита рефератов | 2 | |
Итого: | 35 |
|
|