Практическая работа № 4.
Роль восприятия в процессе общения
1. Что такое общение?
2. Перечислите виды общения.
3. Заполните таблицу. Средства общения
Средство общения | Общая характеристика |
Практическая работа № 5.
Понимание в процессе общения
1. Что такое социальная перцепция?
2. Заполните таблицу. Факторы, влияющие на восприятие людьми друг друга
Название фактора | Общая характеристика |
3. Каковы, по вашему мнению, причины искажений в процессе восприятий?
4. Опишите типичные искажения при восприятии друг друга, с которыми вы можете встретиться в своей профессиональной деятельности.
5. Заполните таблицу. Механизмы социальной перцепции
|
|
Название механизма | Общая характеристика |
Практическая работа № 6.
Общение как взаимодействие
1. Охарактеризуйте типы взаимодействия
Кооперация | Конкуренция |
2. В чем сущность трансактного анализа Э.Берна и какую практическую значимость он имеет для вас?
3. Заполните таблицу. Характеристика способов поведения (по Э.Берну)
Родитель | Взрослый | Ребенок | ||
Характерные слова и выражения |
| |||
Интонации |
| |||
Состояние |
| |||
Выражение лица |
| |||
Позы |
| |||
4. Заполните таблицу. Характеристика позиций при взаимодействии
Ориентация на контроль | Ориентация на понимание |
Практическая работа № 7.
Общение как коммуникация
1. Что такое коммуникация?
2. Что такое вербальная коммуникация?
3. Заполните таблицу. Коммуникативные барьеры
Название | Общая характеристика | Примеры |
4. С какими коммуникативными барьерами вы сталкиваетесь во время обучения?
5. Что такое невербальная коммуникация?
6. Заполните таблицу. Невербальные элементы коммуникации
Название | Общая характеристика |
|
|
7. Заполните таблицу. Виды слушания
Вид слушания | Общая характеристика |
8. Сформулируйте правила эмпатического слушания.
9. Почему человеку необходимо слышать и слушать?
10. Докажите, что толерантность – основа диалогического общения.
11. Напишите сообщение по теме: «Толерантность и ее значение в деловых встречах с иностранцами».
12. Что такое деловая беседа?
13. Заполните таблицу. Формы постановки вопросов
Формы вопросов | Сущность | Примеры |
Открытые вопросы | ||
Закрытые вопросы | ||
Вопросы о фактах (информационные) | ||
Вопросы о мнениях, желаниях и установках | ||
Контрольные вопросы | ||
Уточняющие вопросы | ||
Зеркальные вопросы | ||
Косвенные вопросы | ||
Эстафетные вопросы | ||
Вопросы-мосты | ||
Заключающие вопросы |
14. Почему деловую беседу нельзя проводить спонтанно? Ответ обоснуйте.
15. Какие советы вы могли бы дать человеку, публично защищающему свое мнение?
16. Что такое аргумент?
Тема 3. Проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении
Практическая работа № 8.
Темперамент
1. Выполните упражнение. «Определение психологических особенностей типов темперамента»
В данном упражнении перечислены основные психологические особенности типов темперамента. Каждой психологической особенности соответствует определённая буква. Выберите последовательно 6 психологических особенностей каждого типа темперамента. В результате выполнения задания получится кодовое слово.
ХОЛЕРИК
1. Молчаливый, не любит болтать – П
2. Решителен, инициативен – Э
3. Склонен к подозрительности – С
4. Склонен к риску – М
5. Невыдержанный, вспыльчивый – О
6. Ровен в отношениях со всеми – К
7. Нетерпеливый – Ц
8. Мало подвижен – А
9. Резок в отношениях с людьми – И
10. Весел и жизнерадостен – Х
11. Склонен уходить в себя – Е
12. Обладает быстрой сбивчивой речью – Я
Кодовое слово ___________
МЕЛАНХОЛИК
1. Неуравновешен, склонен к горячности – М
2. Стеснительный и застенчивый – Т
3. Не верит в свои силы – Е
4. Весел и жизнерадостен – А
5. Чрезмерно обидчив – О
6. Мало восприимчив к порицанию – Н
7. Мало активный, робкий – Р
8. Впечатлительный до слезливости – И
9. Склонен к риску – С
10. Не общительный – Я
11. Находчив в споре – У
12. Обладает громкой, быстрой речью - П
Кодовое слово ___________
САНГВИНИК
1. Энергичный, деловитый – П
2. Молчаливый – О
3. Безропотный, покорный – И
4. С увлечением берётся за любое новое дело – А
5. Агрессивный забияка – Л
6. Вынослив и работоспособен – М
7. Весел и жизнерадостен – Я
8. Чрезмерно обидчив – Е
9. Обладает громкой, быстрой речью – Т
10. Быстро утомляется – Н
11. Общителен, отзывчив – Ь
12. Мало подвижен – С
Кодовое слово ___________
ФЛЕГМАТИК
1. Весел и жизнерадостен – Т
2. Спокойный, хладнокровный – У
3. Работает рывками – О
4. С клонен к риску – Р
5. Мало подвижен– М
6. Обладает выдержкой – Е
7. Болезненно чувствительный и ранимый – Я
8. Робкий – К
9. Ровен в отношениях со всеми – Н
|
|
10. Доводит начатое дело до конца – И
11. Агрессивный забияка – А
12. Осторожный и рассудительный – Е
Кодовое слово ___________
Ответы
ХОЛЕРИК – кодовое слово ЭМОЦИЯ
МЕЛАНХОЛИК – кодовое слово ТЕОРИЯ
САНГВИНИК – кодовое слово ПАМЯТЬ
ФЛЕГМАТИК – кодовое слово УМЕНИЕ
Практическая работа № 9.
Характер и воля
Выполните упражнения.
Установите соответствие
Структура черт характера | Черты характера | |
А – по отношению к себе | 1. дисциплинированность | |
2. аккуратность | ||
3. дружелюбие | ||
Б – по отношению к другим | 4. скромность | |
5. организованность | ||
В – по отношению к вещам | 6. общительность | |
7. уверенность | ||
Г – по отношению к деятельности | 8. инициативность | |
9. высокомерие | ||
10. небрежность |
Внимание – это способность человека сосредоточиваться на определенных действиях или предметах, а воля – основа этой способности.
Практическая работа № 10.
Эмоции и чувства
1. Описать 3 позитивные и 3 негативные ситуации из своего прошлого, когда Вы испытывали сильные, яркие эмоции, указав:
• место, где все проходило;
• сколько по времени длилось эмоциональное переживание;
• когда Вы вспоминаете это событие, то какие эмоции испытываете сейчас.
2. Описать 2 позитивные и 2 негативные ситуации из своего прошлого, когда Вы испытывали сильные, яркие чувства.
3. Перечислите оттенки настроения, которые чаще всего возникали у Вас за учебный год. Какое настроение у Вас преобладало: негативное или позитивное? Как Вы думаете, чем оно подпитывается (другими людьми, событиями, ситуациями, Вашими личностными особенностями)?
Тема 4. Конфликты в деловом общении