Товарооборот – объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени.
От величины товарооборота зависят такие экономические показатели деятельности аптечной организации, как издержки, валовый доход, валовая и чистая прибыль.
Товарооборот аптеки измеряется в абсолютных показателях (сумма в рублях). Как количественный показатель статистики рынка он дает информацию о:
- размере аптечной организации,
- объеме выручки за проданные товары,
- размере денежных расходов покупателей на приобретение товаров,
- общем потреблении товарной массы.
Качественными показателями товарооборота являются: реализация на одного жителя; реализация на одного работника; реализация по группам товаров.
Товарооборот состоит из трех разделов:
· расход (в том числе реализация);
· товарное обеспечение (поступление);
· товарные запасы (товарооборачиваемость),
Все разделы товарооборота взаимосвязаны, между ними существует балансовая связь.
Р = Он + П – Ок (расход товаров – продажа и прочий расход) > Он и Ок (товарные запасы на начало и конец периода) > П (товарное обеспечение) > Р = Он + П – Ок (расход товаров – продажа и прочий расход)
|
|
На величину товарооборота аптечной организации влияют факторы, которые можно объединить в две группы:
Факторы внешней среды: - численность населения; - количество аптечных организаций и лечебно-профилактических учреждений; - структура потребителей товаров аптечного ассортимента; - число врачей и др.
Факторы внутренней среды: - объем товарных ресурсов; - число фармацевтических работников; - товарная номенклатура; - способ продажи; - интенсивность и эластичность спроса; - уровень цен; - качество информационной работы и т.д.
Повышают объем продаж: расширение товарной номенклатуры, применение приемов мерчандайзинга в выкладке товаров аптечного ассортимента, совершенствование работы товаропроводящей сети, увеличение доходов населения, рост доли высокоэффективных ЛП и др. Среди факторов, сдерживающих рост объема продаж ЛП и ИМН: отпуск более половины лекарств по рецептам, запрещение рекламы ЛП, отпускаемых по рецептам, и информации населения о новых ЛП, отпускаемых по рецептам, необходимость промежуточного потребителя (врача), развитие концепции здорового образа жизни и др.
Общей положительной тенденцией является ежегодное увеличение объема товарооборота аптеки.
Основной фактор увеличения товарооборота — обеспеченность аптечной организации товарными ресурсами и их рациональное использование. Объем розничного товарооборота зависит от периодичности поступления и выбытия товаров, состояния товарных запасов. Эта зависимость может быть выражена с помощью формулы товарного баланса:
|
|
Р = Он + П - Ок
где Р — объем розничного товарооборота; Он — запасы товаров на начало периода;
П — поступление товаров; Ок — запасы товаров на конец периода.
При этом, на выполнение плана и динамику розничного товарооборота положительное влияние оказывают сверхнормативные товарные запасы на начало изучаемого периода (если товары, находящиеся в запасе, пользуются спросом) и рост поступления товаров, а отрицательно влияют завышенные товарные запасы на конец периода.
Так как аптечные организации осуществляют продажу товаров для конечного потребления, такой вид реализации называется розничным товарооборотом.
Розничный товарооборот - объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего использования.