Товарооборот: понятие, его структура. Разделы товарооборота. Факторы, влияющие на величину товарооборота

Товарооборот – объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени.

От величины товарооборота зависят такие экономические показатели деятельности аптечной организации, как издержки, валовый доход, валовая и чистая прибыль.

Товарооборот аптеки измеряется в абсолютных показателях (сумма в рублях). Как количественный показатель статистики рынка он дает информацию о:

- размере аптечной организации,

- объеме выручки за проданные товары,

- размере денежных расходов покупателей на приобретение товаров,

- общем потреблении товарной массы.

Качественными показателями товарооборота являются: реализация на одного жителя; реализация на одного работника; реализация по группам товаров.

Товарооборот состоит из трех разделов:

· расход (в том числе реализация);

· товарное обеспечение (поступление);

· товарные запасы (товарооборачиваемость),

Все разделы товарооборота взаимосвязаны, между ними существует балансовая связь.

Р = Он + П – Ок (расход товаров – продажа и прочий расход) > Он и Ок (товарные запасы на начало и конец периода) > П (товарное обеспечение) > Р = Он + П – Ок (расход товаров – продажа и прочий расход)

На величину товарооборота аптечной организации влияют факторы, которые можно объединить в две группы:

Факторы внешней среды: - численность населения; - количество аптечных организаций и лечебно-профилактических учреждений; - структура потребителей товаров аптечного ассортимента; - число врачей и др.

Факторы внутренней среды: - объем товарных ресурсов; - число фармацевтических работников; - товарная номенклатура; - способ продажи; - интенсивность и эластичность спроса; - уровень цен; - качество информационной работы и т.д.

Повышают объем продаж: расширение товарной номенклатуры, применение приемов мерчандайзинга в выкладке товаров аптечного ассортимента, совершенствование работы товаропроводящей сети, увеличение доходов населения, рост доли высокоэффективных ЛП и др. Среди факторов, сдерживающих рост объема продаж ЛП и ИМН: отпуск более половины лекарств по рецептам, запрещение рекламы ЛП, отпускаемых по рецептам, и информации населения о новых ЛП, отпускаемых по рецептам, необходимость промежуточного потребителя (врача), развитие концепции здорового образа жизни и др.

Общей положительной тенденцией является ежегодное увеличение объема товарооборота аптеки.

Основной фактор увеличения товарооборота — обеспеченность аптечной организации товарными ресурсами и их рацио­нальное использование. Объем розничного товарооборота зависит от периодичности поступления и выбытия товаров, состояния товарных запасов. Эта зависимость может быть выражена с помощью формулы товарного баланса:

Р = Он + П - Ок

где Р — объем розничного товарооборота; Он — запасы товаров на начало периода;

П — поступление товаров; Ок — запасы товаров на конец периода.

При этом, на выполнение плана и динамику розничного товарообо­рота положительное влияние оказывают сверхнормативные товарные запасы на начало изучаемого периода (если товары, находящиеся в запасе, пользуются спросом) и рост поступления товаров, а отрица­тельно влияют завы­шенные товарные запасы на конец периода.

Так как аптечные организации осуществляют продажу товаров для конечного потребления, такой вид реализации называется розничным товарооборотом.

Розничный товарооборот - объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего использования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: