Товарные запасы - это количество товаров определенного вида в денежном или натуральном выражении, находящихся в данный момент в сфере товарного обращения, в перевозке и на складах, в хранилищах. Т.е., пока товары не проданы, они являются товарными запасами. Товарные запасы перестают быть таковыми в момент продажи. Необходимо отметить, что товарные запасы до момента продажи приносят только затраты и убытки, поэтому коммерсант должен стремиться к более быстрой продаже ТЗ.
Классификация товарных запасов
1. По месту нахождения:
- товарные запасы в предприятиях торговли, включающие в себя товарные запасы, находящиеся в розничной торговой сети и на складах оптовых баз;
- товарные запасы в промышленности;
- товарные запасы в пути.
2. В зависимости от целевого назначения запасы подразделяются на следующие категории:
- запасы текущего хранения - составляют основную массу всех запасов торгового предприятия и предназначены для удовлетворения повседневной потребности торговли в товарах и должны постоянно пополняться;
|
|
- сезонного накопления - для товарных запасов сезонного накопления характерна сезонность производства и потребления отдельных видов товаров (меховые товары, картофель, фрукты, овощи, елочные украшения и т.д.);
- досрочного завоза - предназначены для обеспечения бесперебойной торговли в отдаленных районах в период между сроками завоза товаров, в силу климатических условий;
- целевые товарные запасы – для осуществления определенных целевых мероприятий;
- резервные (страховые или «буферные») - на случай непредвиденных перебоев в снабжении или резких скачков спроса. Обычно страховые запасы поддерживаются в течение недели, при сезонных пиках спроса - 10 дней. Формирует их, в основном, по быстро оборачиваемым товарам (группа А) - 8 тыс. наименований, проходящих через распределительный центр. К этой категории запасов относятся также спекулятивные запасы, создаваемые на случай ожидаемых изменений спроса или предложения на ту или иную продукцию, например, в связи с трудовыми конфликтами, поднятием цен или отложенным спросом).
3. По срокам различают:
- товарные запасы на отчетную дату,
- входные или начальные, то есть на начало периода,
- выходные или конечные, то есть на конец периода.
4. По единицам измерения:
- абсолютные, т.е. в стоимостном и натуральном измерении;
- относительные в днях-оборотах.
5. По величине товарные запасы бывают:
- максимальные,
- минимальные,
- средние.
Товарные ресурсы — предметы потребления для реализации на внутреннем рынке или для экспорта.
Применительно к аптечной организации товарные ресурсы можно рассматривать как массу товаров аптечного ассортимента, поступившую в аптеку от различных поставщиков, и предназначенную для последующей реализации конечному потребителю.
|
|
Товарные ресурсы организации формируются за счет поступления товаров и товарных запасов и находятся в балансовой взаимосвязи с розничным товарооборотом:
Он + П = Р + ок,
где Он, Ок — товарные запасы на начало и конец периода соответственно; П — объем поступления товаров; Р — объем розничного товарооборота.