Преемники пророка и раскол в исламе:
После смерти Мухаммада образовалось теократическое государство — Халифат. В руках халифов сосредоточилась вся полнота светской и духовной власти. Первыми халифами были Абу Бакр, Умар, Усман и Али. После них Халифатом правила династия Омейядов (661—750) и Аббасидов (750—1258). Первый религиозно-политический раскол в исламе возник во второй половине VII века. Расхождения по вопросу о характере и преемственности власти в халифате привели к разделению мусульман на суннитов, шиитов. Сунниты признавали законность власти первых трех Праведных халифов, а шииты считали единственным законным главой мусульманской общины четвёртого Праведного халифа и первого шиитского имама Али (ум. 661), а после его смерти — его потомков (Алидов). Следствием этого раскола была гражданская война в Арабском халифате.
Сунниты и шииты:
Мусульманский мир делится на суннитов и шиитов. Суннитов – 1 миллиард 300 миллионов, шиитов – более 110 миллионов. На свете всего два шиитских государства – Иран и Бахрейн; есть шииты в Ираке, Йемене, Сирии. Есть они и в России. Причем помимо Дагестана, небольшая община русских шиитов существует в Республике Марий Эл. Чем отличаются сунниты от шиитов? Во-первых, сунниты считают, что никакого посредничества между Аллахом и людьми после смерти пророка быть не может. Во-вторых, они отказывают потомкам Али, двоюродного брата Мухаммада, (последнего праведного халифа) в праве на имамат – особую форму государственного устройства. В-третьих, они настаивают на праве мусульман избирать себе правителя, халифа, тогда как шииты считают, что возглавлять общину (государство) может только выходец из семьи пророка. Есть различия в ритуалах, в проведении
|
|
праздников и т. д. Сунниты – те, кто признают Сунну. Бытует неверное мнение, что шииты ее не признают. В действительности, шииты также признают Сунну,
хотя и относятся к ней несколько сдержанно. Насколько я помню, большинство террористов происходят именно из шиитов.
Распространение ислама:
Завоевательные войны, которые вело первое исламское государство в VII—VIII веках, привели к распространению ислама в странах Передней и Средней Азии, Северной Африки. Однако к XVII в. политическая активность мусульманского мира затихает, т.к более развитая Европа их нагибает. В XIX–XX вв. набирает силу антиколониальный джихад, На первый план начало выходить ранее полузабытое единство в исламе светского и религиозного основ, его естественная политизированность. Приход к власти талибов в Афганистане, исламизация (пусть даже частичная) палестинского движения, активность аль-Каиды и других экстремистских партий и движений по всему миру остаются одним из важнейших факторов современной геполитики.
|
|
Исламская цивилизация. Значение для мировой культуры и науки. Исламское искусство.
В Арабском халифате сложилась мировая культура, ассимилировавшая различные культурные традиции, включая философско-научное наследие античности. Наибольшего развития арабо-мусульманская культура достигла в IX—XII веках. Этот период принято называть «золотым веком» ислама. После падения Аббасидского халифата под натиском монголов в 1258 году прежде единое исламское культурное пространство постепенно распалось на множество относительно самостоятельных ареалов — арабский, турецкий, иранский, индийский и др. В эпоху правления Омейядов, а затем и Аббасидов учёные пользовались огромной поддержкой со стороны правителей. Практическое значение медицины, военной техники, математики помогало развитию Арабского халифата.Универсальным языком науки стал арабский язык. Учёные из разных стран от Кордовы до Багдада и Самарканда имели возможность общаться на одном языке. В исламском мире при мечетях открывались медресе (среднее или высшее учебное заведение), где обучали не только религиозным, но и светским наукам. Многие медресе со временем превратились в университеты. Наиболее известный из таких научных центров — «Дом Мудрости» («Бейт аль-Хикма»), основанный халифом аль-Мамуном в 20-х годах IX века. В 859 году принцесса Фатима аль-Фихри основала в Фесе (Марокко) первый современный университет. В университете, принимавшем как мужчин, так и женщин, было несколько факультетов и преподавалось множество дисциплин.
Исламское художественное творчество направлено главным образом на обслуживание исламского культа и обрядов. Оно сложилось и развивалось в процессе формирования религиозного сознания мусульман, испытав влияние художественного наследия предшествующих и сопредельных цивилизаций. Коран порицает идолопоклонство, однако произведения исламского искусства опровергают мнение о том, что ислам запрещает любые изображения живых существ и свидетельствуют о развитии в исламских странах в различные эпохи отдельных видов изобразительного искусства. Но Аллаха они не изображают, нет икон, т.к. они отрицают тот факт, что бог может быть похож на человека или иное другое существо. Думаю, можно провести аналогию с “не сотвори себе кумира”. Художник-мусульманин обязан придерживаться религиозной этики. Другим немаловажным критерием эстетического совершенства произведения исламского искусства является его целесообразность: красиво то, что приносит пользу. Сакрализация (наделение чего-либо священными свой-ми, предмет поклонения) слова привела к религиозно-художественному осмыслению письменности. Степень овладения «наукой письма» (каллиграфией) стала критерием образованности, интеллектуальности и духовной красоты личности. Органично дополняющие друг друга или существующие неразрывно, каллиграфия и орнамент стали инструментами выражения исламского понимания красоты и основами пластичного творчества мусульман.