Родина, вьюга, дряхлый, буран, метель, отчизна, опрятный, караульный, аккуратный, ветхий, отечество, сторожить, старый, дозорный, лелеять, пурга, сторожевой, стеречь, холить, караулить, охранять, ласкать, скорбеть, не жить, горевать, печалиться, грустить, тужить
Выберите одно из близких по смыслу слов. Объясните, почему выбрали именно это . работа, дело, труд.
Настоящее счастье для народа в ____________________
Я помог товарищу в этом трудном______________________________
Хорошо человеку, которому нравится его ___________________________
Расположите синонимы по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака:
- микроскопический, крохотный, маленький;
- большой, громадный, огромный;
- злость, раздражение, гнев, ярость, бешенство.
Удачно ли употреблены глаголы в следующих сочетаниях. Внесите свои изменения и объясните их.
Тихо реветь.
Как белуга плакать.
Слегка трепетать.
От страха робеть.
|
|
Выберите наиболее точное слово из нескольких синонимов.
В осеннем лесу.
Я шел по лесной дорожке. Под моими ногами тихо шумели? шелестели? хрустели? шуршали? опавшие листья.
Подумайте и скажите, какое слово подходит в этом случае? Почему?
Найдите слова с противоположным значением.
Трус умирает сто раз, смелый – живет вечно. Хороша вещь, когда новая, а друг – когда старый. В умной беседе ума набираешься, а в глупой – свой растеряешь. Ученье свет, а неученье – тьма. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине.
Правильно ли подобраны антонимы в следующих предложениях? Объясните, в чем ошибка? Дайте правильные ответы.
На тарелке лежало два яблока: одно зеленое, а другое - кислое. ___________________
У бабочки крылья большие, а у стрекозы – прозрачные. _________________________
У стрижа хвост короткий, а у ласточки - красивая шейка. ________________________
Лист клена резной, а лист рябины – зеленый. __________________________________
У меня собака большая и умная, а у тебя – маленькая и некрасивая.________________