I и II Спряжение глаголов

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А знаете ли вы, что картофель голландцы и французы называли ЗЕМЛЯНОЕ ЯБЛОКО. Итальянцы – ТАРТУФЕЛЬ. А немцы – КАРТУФЕЛЬ. Но первое его имя было ПАПА – так называли её на родине в Южной Америке индейцы.

Вы, наверное, знаете, что картофель называют в народе вторым хлебом. Хотя сначала его выращивали из-за красивых цветов и считали несъедобным. Сейчас же ни один обед не обходится без этого овоща.

О картофеле или картошке, так называют её в народе, сложено много пословиц и поговорок.

Картошку копать, не руками махать.

Любовь не картошка, не выбросишь в окошко.

Уважают и почитают картофель во многих странах: утверждают собственный ежегодный праздник, создают музеи, устанавливают памятники, пишут стихи. Не каждому овощу такая честь!

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1) Спряжение – это изменение глагола по числам и лицам?

2) Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос:

Что делал? Что делать?

3) К I спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на

-еть, -ать,-уть, -ыть, -оть;

4) Глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на -ить (кроме брить, стелить, зиждиться) относятся к I спряжению?

5)  У глагола прошедшего времени определяется род?

6) Личные окончания глаголов I спряжения: ЕШЬ, ЕМ, ЕТЕ, УТ-ЮТ?

7) Личные окончания глаголов II спряжения ИШЬ, ИМ, ИТЕ, УТ-ЮТ?

8) Глаголы: гнать, держать, вертеть, видеть – относятся ко II спряжению?

 

 

 


Наступа…шь (… спр.), пролета…м (… спр.), слыш…м (… спр.),             исчеза…шь (… спр.), чувству…м (… спр.), люб…м (… спр.), гон…м (… спр.), дыш…шь (… спр.), смотр…м (… спр.), пробега…шь (… спр.), свет…шь (… спр.), вид…м (… спр.).

   
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

Единственное число

1 лицо    
2 лицо    
3 лицо    

Множественное число

1 лицо    
2 лицо  
3 лицо    

 

 

 


                                                                                                            

 

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Летом по лесу _____________,

Зимой в берлоге ___________.                            

                     ______________________

 

В траве _____________,                                                                                   

Хвостом _______________,

Хвост _____________,                                                                                                                                                                                          

Другой _______________.

                        _____________________                                                                                       

Через океан ______________ великан

И _______________ воды фонтан.        

                                      ______________

 

Стоит высокий светлый дом,

Ребят проворных много в нем.

Там _____________ и ______________,

_____________ и _______________.  

                                     ______________                                


 

 


Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

               А.Фет








ЗИМНИЙ ВЕЧЕР

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

 

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

                                                                                  А.С.Пушкин

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся от заливистого звона будильника, начинают хлопать двери, на улице громыхает проезжающий мимо грузовик, на кухне гремят посудой …

В морозный день скрипят шаги по хрустящему снегу. В дождливый день крупные капли барабанят по стёклам, а на улицах вода хлюпает под ногами прохожих.

Не переставая ни на минуту, тикают часы. Звуки для человека настолько обычны, что неестественной ему кажется абсолютная тишина. Не случайно, поэтому в программу подготовки космонавтов включено и «испытание тишиной».

А сколько новых звуков мы услышим в лесу! Разноголосо поют птицы, шаловливо журчит ручей, шумят столетние сосны, шелестит листва, жужжат пчёлы, добывая нектар из цветов, а у нас гулко стучит сердце от переполняющей радости общения с природой.

   В этом месяце соловей так распелся, что и днём, и ночью свищет и щёлкает. Ребята удивляются: а когда же он спит? Весной птицам спать некогда.

На утренних и вечерних зорях не только птицы, все лесные жители поют и играют, кто на чём и как умеет.

Звонкими, чистыми голосами поют зяблики, соловьи, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы. Свистит флейтой иволга.

Лают лисица и белая куропатка. Кашляет косуля. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчёлы. Урчат и квакают лягушки.

   Каждый выбирает себе музыкальный инструмент по своему вкусу. (В. Бианки.)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: