Лабораторная работа №19
Создание прототипа в инструментальной среде
Цель: изучить виды прототипов и цели их создания, ознакомиться с инструментами для прототипирования, научиться создавать прототип в инструментальной среде в зависимости от контекста задачи и иных условий.
План занятия:
1. Изучить теоретические сведения.
2. Выполнить практическое задание по лабораторной работе.
3. Оформить отчет и ответить на контрольные вопросы.
Теоретические сведения
Прототип – это модель внешнего вида или симуляция поведения программного продукта. Это частичное, возможное и предварительное воплощение предлагаемого нового продукта.
Создание прототипа снижает вероятность неправильного восприятия программного продукта, при грамотном подходе может экономить время и усилия на создание программного продукта, создает быструю цепь обратной связи, снижая риски.
Прототип позволяет заинтересованным в проекте лицам исследовать различные варианты реализации взаимодействия пользователей, наглядно представить конечный продукт, оптимизировать удобство работы и оценить возможные технические приемы, помогает обнаружить ошибки и оценить точность и качество требований.
|
|
Зачем нужен прототип? Прототип помогает общению с командой и/или заказчиком, наглядно демонстрирует структуру, поведение и дизайн продукта, используется для пользовательского тестирования, документации структуры, поведения и дизайна, согласования структуры, поведения и дизайна.
Исходя из целей создания, прототипы можно разделить на следующие виды:
- высокодетализированные;
- слабодетализированные;
- статичные;
- динамичные (интерактивные).
Различают классы атрибутов прототипа:
1. По назначению: модель и экспериментальный образец.
Модель:
а) показывает внешний вид экранов пользовательского интерфейса и позволяет осуществлять частичную навигацию между ними, но не содержит ни -какой или почти никакой реальной функциональности;
б) позволяет пользователям выяснить, смогут ли они с помощью системы выполнять свою работу;
в) дает возможность обнаружить упущения, неверные и ненужные функции.
Экспериментальный образец:
а) воплощает срез функциональности приложения от интерфейса пользователя через все уровни технических сервисов (действует как настоящая система);
б) позволяет уточнить архитектуру, оптимизировать алгоритмы, оценить предлагаемую схему базы данных, проверить критически важные временные требования.
2. По использованию в будущем: одноразовый и эволюционный.
Одноразовый прототип:
|
|
а) разрешает неясности и улучшает требования к ПО;
б) создается при возникновении сложностей с наглядным представлением системы на основе одних требований; помогает решить, годятся ли требования для создания продукта (может выявить пробелы в документации).
Эволюционный прототип:
а) следует создавать для приложений, которые со временем будут расширяться (нет реализации всей запланированной функциональности);
б) уроки, извлеченные из реакции пользователей на тестирование и первоначальное использование продукта, учитываются при модификации в следующем цикле.
3. По форме: бумажный и электронный.
Бумажный прототип:
а) позволяет выяснить, как может выглядеть некий фрагмент системы;
б) помогает установить, действительно ли пользователи и разработчики одинаково понимают требования;
в) дает возможность сделать без риска решение продукта до разработки производственного кода продукта.
Электронный прототип:
а) позволяет легко реализовать и обновить компоненты интерфейса пользователя;
б) помогает уточнить требования или пересмотреть решения перед проектированием детализированных интерфейсов;
в) дает возможность команде лучше управлять ожиданиями клиентов.
Способ комбинирования разных видов прототипов представлен на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 – Способ комбинирования разных видов прототипов [2]
Прежде чем создавать прототип, нужно принять четкое и ясное решение, прекратится ли работа с прототипом после оценки или он станет частью выпускаемого продукта.
Продуманное применение и грамотная реализация прототипов служит ценным инструментом, помогающим выявлять и уточнять требования в деле преобразования потребностей в решения.
Риски при создании прототипа:
а) подталкивание к выпуску прототипа (нужно управлять ожиданиями, чтобы заинтересованные лица четко понимали цели и ограничения прототипа);
б) отвлечение на детали (нужно ограничиваться только теми экранами, функциями и возможностями навигации, которые помогут устранить неопределенности в требованиях);
в) нереалистичные ожидания производительности (оценка модели не производится в рабочей среде продукта, поэтому производительность конечного продукта отличается от производительности прототипа);
г) слишком много усилий на создание прототипа (нужно относится к прототипу, как к эксперименту: нужна проверка гипотезы; уверенность в том, что требования определены в достаточном объеме, решены архитектурные вопросы и что можно пере ходить к проектированию и конструированию).
Цель создания прототипа приведена в таблице 3.1. Схемы отражают
структуру, прототипы – опыт пользователя, а макеты – внешний вид.
Таблица 3.1 – Цель создания прототипа
Степень детализации прототипа представлена на рисунке 3.2.
Рисунок 3.2 – Степень детализации прототипа [1]
Последовательность шагов при разработке прототипа представлена на рисунке 3.3.
Рисунок 3.3 – Последовательность шагов разработки прототипа
Рассмотрим более подробно последовательность шагов при разработке прототипа:
1. Необходимо сформулировать соответствующие варианты использования (рисунок 3.4).
Рисунок 3.4 – Пример варианта использования
2. Необходимо создать карту диалоговых окон, обдумать, какие страницы должны быть и представить пути навигации между ними (рисунок 3.5).
Рисунок 3.5 – Пример карты диалоговых окон
3. Следует построить одноразовый прототип или каркас избранных страниц для выработки концепции визуального дизайна.
4. Необходимо создать подробный дизайн пользовательского интерфейса.
Рекомендации по созданию прототипов:
а) включайте задачи создания прототипов в план своего проекта. Составьте график распределения затрат времени и средств на разработку, оценку и модификацию прототипов;
|
|
б) не создавайте прототипы элементов, которые уже понимаете, кроме случаев исследования альтернативных вариантов дизайна;
в) планируйте создание нескольких прототипов. В большинстве случаев не удастся создать то, что нужно, с первой попытки;
г) не ожидайте, что прототип полностью заменит спецификацию требований к ПО.
Распространенные инструменты создания прототипов:
- карандаш и бумага;
- MS Visio;
- Axure RP;
- Balsamiq Mockups;
- Flairbuilder;
- Moqups;
- Draw.io.
Практическое задание:
1. Ознакомиться с инструментом для прототипирования MS Visio.
2. Создать прототип вашего проекта.
3. Оформить отчет и защитить лабораторную работу.
Содержание отчета:
1. Цель работы.
2. Скриншоты пользовательского интерфейса вашего проекта.
3. Выводы по работе.