Теоретические сведения

Лабораторная работа №19

Создание прототипа в инструментальной среде

 

Цель: изучить виды прототипов и цели их создания, ознакомиться с инструментами для прототипирования, научиться создавать прототип в инструментальной среде в зависимости от контекста задачи и иных условий.

 

План занятия: 

1. Изучить теоретические сведения.

2. Выполнить практическое задание по лабораторной работе.

3. Оформить отчет и ответить на контрольные вопросы.

 

Теоретические сведения

Прототип – это модель внешнего вида или симуляция поведения программного продукта. Это частичное, возможное и предварительное воплощение предлагаемого нового продукта.  

Создание прототипа снижает вероятность неправильного восприятия программного продукта, при грамотном подходе может экономить время и усилия на создание программного продукта, создает быструю цепь обратной связи, снижая риски. 

Прототип позволяет заинтересованным в проекте лицам исследовать различные варианты реализации взаимодействия пользователей, наглядно представить конечный продукт, оптимизировать удобство работы и оценить возможные технические приемы, помогает обнаружить ошибки и оценить точность и качество требований.

Зачем нужен прототип? Прототип помогает общению с командой и/или заказчиком, наглядно демонстрирует структуру, поведение и дизайн продукта, используется для пользовательского тестирования, документации структуры, поведения и дизайна, согласования структуры, поведения и дизайна. 

 

Исходя из целей создания, прототипы можно разделить на следующие виды:  

- высокодетализированные;

- слабодетализированные;

- статичные; 

- динамичные (интерактивные). 

 

Различают классы атрибутов прототипа: 

1. По назначению: модель и экспериментальный образец.

Модель:

а) показывает внешний вид экранов пользовательского интерфейса и позволяет осуществлять частичную навигацию между ними, но не содержит ни -какой или почти никакой реальной функциональности; 

б) позволяет пользователям выяснить, смогут ли они с помощью системы выполнять свою работу;  

в) дает возможность обнаружить упущения, неверные и ненужные функции. 

Экспериментальный образец:

а) воплощает срез функциональности приложения от интерфейса пользователя через все уровни технических сервисов (действует как настоящая система);  

б) позволяет уточнить архитектуру, оптимизировать алгоритмы, оценить предлагаемую схему базы данных, проверить критически важные временные требования.

2. По использованию в будущем: одноразовый и эволюционный.

Одноразовый прототип:

а) разрешает неясности и улучшает требования к ПО;  

б) создается при возникновении сложностей с наглядным представлением системы на основе одних требований; помогает решить, годятся ли требования для создания продукта (может выявить пробелы в документации).

Эволюционный прототип:

а) следует создавать для приложений, которые со временем будут расширяться (нет реализации всей запланированной функциональности); 

б) уроки, извлеченные из реакции пользователей на тестирование и первоначальное использование продукта, учитываются при модификации в следующем цикле. 

3. По форме: бумажный и электронный.

Бумажный прототип:

а) позволяет выяснить, как может выглядеть некий фрагмент системы;

б) помогает установить, действительно ли пользователи и разработчики одинаково понимают требования;

в) дает возможность сделать без риска решение продукта до разработки производственного кода продукта. 

Электронный прототип:

а) позволяет легко реализовать и обновить компоненты интерфейса пользователя;  

б) помогает уточнить требования или пересмотреть решения перед проектированием детализированных интерфейсов;  

в) дает возможность команде лучше управлять ожиданиями клиентов. 

Способ комбинирования разных видов прототипов представлен на рисунке 3.1. 

 

Рисунок 3.1 – Способ комбинирования разных видов прототипов [2]

 

Прежде чем создавать прототип, нужно принять четкое и ясное решение, прекратится ли работа с прототипом после оценки или он станет частью выпускаемого продукта. 

Продуманное применение и грамотная реализация прототипов служит ценным инструментом, помогающим выявлять и уточнять требования в деле преобразования потребностей в решения. 

Риски при создании прототипа:

а) подталкивание к выпуску прототипа (нужно управлять ожиданиями, чтобы заинтересованные лица четко понимали цели и ограничения прототипа); 

б) отвлечение на детали (нужно ограничиваться только теми экранами, функциями и возможностями навигации, которые помогут устранить неопределенности в требованиях); 

в) нереалистичные ожидания производительности (оценка модели не производится в рабочей среде продукта, поэтому производительность конечного продукта отличается от производительности прототипа);

г) слишком много усилий на создание прототипа (нужно относится к прототипу, как к эксперименту: нужна проверка гипотезы; уверенность в том, что требования определены в достаточном объеме, решены архитектурные вопросы и что можно пере ходить к проектированию и конструированию).

Цель создания прототипа приведена в таблице 3.1. Схемы отражают

структуру, прототипы – опыт пользователя, а макеты – внешний вид. 

Таблица 3.1 – Цель создания прототипа 

 

Степень детализации прототипа представлена на рисунке 3.2. 

 

 

Рисунок 3.2 – Степень детализации прототипа [1]

 

Последовательность шагов при разработке прототипа представлена на рисунке 3.3. 

Рисунок 3.3 – Последовательность шагов разработки прототипа

 

Рассмотрим более подробно последовательность шагов при разработке прототипа: 

1. Необходимо сформулировать соответствующие варианты использования (рисунок 3.4). 

 

Рисунок 3.4 – Пример варианта использования 

 

2. Необходимо создать карту диалоговых окон, обдумать, какие страницы должны быть и представить пути навигации между ними (рисунок 3.5). 

Рисунок 3.5 – Пример карты диалоговых окон

 

3. Следует построить одноразовый прототип или каркас избранных страниц для выработки концепции визуального дизайна.

4. Необходимо создать подробный дизайн пользовательского интерфейса.

 

Рекомендации по созданию прототипов:

а) включайте задачи создания прототипов в план своего проекта. Составьте график распределения затрат времени и средств на разработку, оценку и модификацию прототипов;

б) не создавайте прототипы элементов, которые уже понимаете, кроме случаев исследования альтернативных вариантов дизайна; 

в) планируйте создание нескольких прототипов. В большинстве случаев не удастся создать то, что нужно, с первой попытки;

г) не ожидайте, что прототип полностью заменит спецификацию требований к ПО. 

 

Распространенные инструменты создания прототипов:

- карандаш и бумага; 

- MS Visio;

- Axure RP;

- Balsamiq Mockups;

- Flairbuilder;  

- Moqups;

- Draw.io.

 

Практическое задание:

1. Ознакомиться с инструментом для прототипирования MS Visio.

2. Создать прототип вашего проекта.

3. Оформить отчет и защитить лабораторную работу.

 

Содержание отчета:

1. Цель работы.

2. Скриншоты пользовательского интерфейса вашего проекта. 

3. Выводы по работе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: