Якорь машины постоянного тока состоит из вала, сердечника 7, обмотки 8 и коллектора. Сердечник, якоря собран из штампованных листов электротехнической стали. К каждой пластине коллектора присоединяется два конца обмотки якоря.
Коллекторная микромашина в сборе.
Конструкции полюсов.
-
Главные полюса электрической машины постоянного тока и способы их крепления.
Катушки полюсов
а — главного, б — добавочного; 1 — катушка обмотки,
Полюса обычно делают шихтованными для уменьшения вихревых токов.
Магнитное поле в машине создается намагничивающей силой обмотки возбуждения, выполняемой в виде полюсных катушек, надетых на сердечники главных полюсов.
Добавочные полюса размещают между главными полюсами и крепят к станине болтами.
Катушки главных и добавочных полюсов изготовляют из изолированного медного провода круглого или прямоугольного сечения.
Катушки добавочных полюсов включаются последовательно с обмоткой якоря, поэтому сечение их проводов рассчитано на рабочий ток машины.
|
|
Рис. 57. Сердечник якоря машины постоянного тока:
1 — вал, 2 — обмоткодержатель, 3 — выточки для наложения, бандажа, 4 — место посадки коллектора на валу.
Якорь машины постоянного тока состоит из вала, сердечника, обмотки и коллектора. Сердечник, якоря (рис. 103) собран из штампованных листов электротехнической стали (рис. 104). Стальной лист сердечника якоря:
1 — зубец листа, 2 — изоляция, 3 — паз
Листы сердечника обычно изолированы с двух сторон тонкой пленкой лака, но могут быть и оксидированы. Собранные в общий пакет листы образуют сердечник, насаженный на вал якоря. Такая конструкция позволяет уменьшить потери энергии в сердечнике от действия вихревых токов, возникающих в результате его перемагничивания при вращении якоря в магнитном поле.
Обмотка якоря выполняется из медных проводов круглого или прямоугольного сечения и состоит из секций, концы которых припаивают к петушкам пластин коллектору. Обмотку делают двухслойной. Для прочного закрепления проводов обмотки якоря в пазах используют деревянные, гетинаксовые или текстолитовые клинья. В некоторых Конструкциях машин пазы не расклинивают, а обмотку крепят бандажом.
Бандаж выполняют из немагнитной стальной проволоки, наматываемой с предварительным натяжением. Лобовые части обмотки якоря крепят к обмоткодержателю также при помощи бандажа. В современных машинах для бандажирования якорей используют стеклоленту.
Коллектор машины постоянного тока собран из клинообразных пластин холоднокатаной меди, изолированных друг от друга прокладками из коллекторного миканита.
|
|
Нижние (узкие) края пластин имеют вырезы в форме «ласточкина хвоста», служащие для закрепления медных пластин и миканитовой изоляции.
Рис. 58. Коллекторы электрических машин:
а — на пластмассе, б — с нажимными конусами; / и 7 — пластины коллектора, 2 - пластмасса, 3 и 11 — втулки, 4 — нажимной конус, 5 — гайка, 6 и 10 — манжеты, 8 — изолирующий цилиндр, 9 — шнур, /2— балансировочный груз.
Рис.59. Щеточный аппарат состоит из траверсы, щеточных пальцев и щеткодержателей.
Щетка (рис.60) представляет собой прямоугольный брусок из композиций, выполненных на основе графита. Она снабжена гибким медным канатиком 7, один конец которого заармирован в щетку, а другой свободный — снабжен наконечником 2 для присоединения к щеточному аппарату.
Рис. 60. Щетки:
а — машин малой и средней мощности, б — машин большой мощности; 1 — щеточный канатик, 2 — наконечник
Моменты на валу МПТ.
При работе МПТ в режиме генератора на вал действуют моменты:
- момент двигателя Мд, приводит вал генератора во вращение;
- момент генератора Мг, тормозит вал и направлен противоположно Мд;
- ±JМ – момент инерции, появляется при изменении скорости вращения вала.
Мэм
двигатель
генератор
Мд
Мд + Мэм± JМ= 0