Англосаксонский эпос «Беовульф»

1. Как поэма связана с реальной историей Европы Средних веков?

2. Какова история манускрипта поэмы «Беовульф»?

3. В чем особенность стиля, стихосложения и фонетической организации «Беовульфа»?

4. На каком языке написала поэма?

5. Сколько частей в поэме? По какому принципу они выделены?

6. Каково понимание зла в поэме?

7. Кто такой Хродгар? Как этот человек показан в поэме?

8. Зачем король данов позвал Беовульфа?

9. Почему Грендель совершал набеги на пиршественную залу? Как описана пиршественная зала? Какое значение имело пиршество в древнем обществе?

10. Кто такой Унферт?

11. С каким оружием Беовульф выступил против Гренделя?

12. От кого произошел Грендель? Как он выглядит? Описан ли его характер и внутренний мир в поэме «Беовульф»?

13. Где живет Грендель? Как противопоставляется место его обитания и Хеорот?

14. Кого обезглавила мать Гренделя?

15. Кто отец Беовульфа?

16. Как назывался волшебный меч и какую роль он играет в повествовании?

17. Какую роль играют женщины в поэме?

18. Сколько лет дракону? Как его зовут? Какого он размера? Какие черты хтонического чудовища присутствуют в нем? Почему он разозлился?

19. Каково происхождение сокровища?

20. Кто помогает Беовульфу в схватке с драконом?

21. Какие черты эпического героя присущи Беовульфу?

22. Какие типичные черты архаического эпоса обнаруживаются в поэме?

23. Сколько времени занимает история, рассказанная в поэме «Беовульф»?

24. Сформулируйте дополнительный вопрос к практическому занятию.

Глоссарий (должны быть записаны краткие толкования понятий):

Аллитерационный стих

Архаический Эпос

Манускрипт

Хтоническое чудовище

Эпический герой

 

Литература

1. Беовульф // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. Вступительная статья А. Гуревича. М.,1975. Серия «Библиотека всемирной литературы». Серия первая. Средние Века. Возрождение. XVII век. Том 9. С. 27–180[2].

2. Волков А. М., Волкова З. Н. Беовульф. Англосаксонский эпос: Учебное пособие по курсу «История английского языка». М., 2000.

3. Глава 2. Германский эпос. Его отражение в древненемецкой и англосаксонской литературе. Раздел 3 // История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: /М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский, С. С. Мокульский, А. А. Смирнов. М., 1978. С. 23–34.

4. Голуб М. О. Критерии выделения зла в поэме «Беовульф» // МГУ: Научные исследования – 2006 [Электронный ресурс]. URL: http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/articles/english/golub-kriterii-vydeleniya-zla.htm (Дата обращения 1.08.2019)

5. Гуревич А. Средневековый героический эпос германских народов// Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975. С. 5‒26.

6. Елиферова М. Английская Илиада. О раннесредневековой поэме «Беовульф» // Первое сентября. 2008. № 06 [Электронный ресурс]. URL: http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/articles/english/eliferova-anglijskaya-iliada.htm (Дата обращения 1.08.2019)

7. Мельникова Е.А. Меч и лира. Гл. 7 Героический мир англосаксонского эпоса. М., 1987. С. 167‒181.

8. Смирницкая О.А. Примечания к «Беовульфу» // Беовульф. Старшая Эдда. и коммент. М., 1975. С. 631–661.

Практическое занятие 5

Немецкий героический эпос «Песнь о Нибелунгах»

1. Легендарные и исторические истоки «Песни о Нибелунгах».

§ происхождение «Песни»; истоки сюжета и образов: историческая основа эпоса;

§ древнепоэтические источники «Песни»;

§ вопрос о мифологическом и сказочном начале;

§ место и время написания; возможный автор.

2. Особенности мира «Песни о Нибелунгах»

§ основные черты эпического мира «Песни о нибелунгах»;

§ специфика организации пространства и времени

§ роль и место обычая, ритуала и куртуазного этикета в мире «Песни»

3. Структура и художественная специфика «Песни»:

§ сюжетно-композиционные особенности поэмы;

§ художественные средства «Песни»;

§ как создается красочность мира Нибелунгов?

4. Трагический конфликт «Песни о Нибелунгах», расстановка персонажей в конфликте.

§ история Кримхильды, переосмысление в ней мотива мести;

§ желал ли Хаген смерти Гунтера?

§ проблема вассальной преданности (Хаген и Рюдегер);

§ нравственно-этическая проблематика «Песни о Нибелунгах»;

§ понятия чести и судьбы в «Песне»

§ как воспринимаются любовь и брак в «Песне»;

§ из-за чего поссорились две королевы?

5. Образ «молодого героя» Зигфрида – его осмысление в поэме как эпического героя рыцарской эпохи. Способы создания образа эпического героя;

6. Роль песни о Нибелунгах в культуре XIX – XXI вв.

7. Сформулируйте дополнительный вопрос к практическому занятию.

 

Глоссарий (должны быт ь записаны краткие толкования понятий):

Вассальная преданность

Куртауазный этикет

Легенда

Мотив в литературе

Пространственно-временной континуум

Ритуал

 

Литература

1. Песнь о Нибелунгах // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. Вступительная статья А. Гуревича. М.,1975. Серия «Библиотека всемирной литературы». Серия первая. Средние Века. Возрождение. XVII век. Том 9. С. 357–628.

2. Адмони В.Г. Песнь о Нибелунгах – ее истоки и ее художественная структура// Песнь о Нибелунгах. Л., 1972. С. 305‒335.

3. Глава 8. Немецкий героический эпос // История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: /М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский, С. С. Мокульский, А. А. Смирнов. М., 1978. С. 82–94.

4. Гуревич А. Средневековый героический эпос германских народов// Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975. С. 5‒26.

5. Гуревич А.Я. Пространственно-временной континуум «Песни о Нибелунгах» // Гуревич А.Я. История ‒ нескончаемый спор. М., 2005. С. 118–137.

6. Гуревич А.Я. Средневековая литература и ее современное восприятие: о переводе «Песни о нибелунгах» // Гуревич А.Я. История — нескончаемый спор. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2005. С. 69–117.

7. Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. М., 1960.

 

Список произведений, которые должны быть прочитаны к концу семестра

Для получения на экзамене оценки «отлично» должны быть прочитаны все произведения

Для получения на экзамене оценки «хорошо» должно быть прочитано 10 любых произведений из списка.

Для получения на экзамене оценки «удовлетворительно» должно быть прочитано 7 любых произведений из списка.

На экзамене надо показать читательский дневник с заметками по прочитанным произведениям.

1. Гомер. Илиада.

2. Гомер. Одиссея

3. Софокл. Царь Эдип

4. Аристофан. Лягушки

5. Лонг. Дафнис и Хлоя

6. Вергилий. Энеида

7. Публий Овидий Назон. Метаморфозы

8. Старшая Эдда

9. Беовульф

10. Песнь о Нибелунгах

11. Песнь о Роланде

12. Песнь о моем Сиде

13. Роман о Тристане и Изольде

14. Томас Мэлори. Смерть Артура

15. Джефри Чосер. Кентерберийские рассказы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: