МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ ДМШ / ДШИ,
РАБОТАЮЩИХ В ДИСТАНЦИОННОМ РЕЖИМЕ
I. Виды уроков по специальности
В период дистанционного обучения
В дистанционном обучении, как и во всём, есть свои достоинства и недостатки. Минусы, на первый взгляд, очевиднее. Одна из проблем, с которыми приходится сталкиваться всем участникам учебного процесса (преподавателям, обучающимся и их родителям) − это психологическая неготовность к занятиям подобного рода, боязнь к освоению новых (ранее неизвестных) образовательных технологий. Другая проблема − несерьёзное отношение к дистанционному обучению и нежелание работать в таком формате. Ещё одна трудность, возникающая в рамках дистанционного образования, – отсутствие музыкальных инструментов дома (чаще всего громко звучащих, например, баяна, трубы, саксофона, ксилофона и др.) или наличие инструментов плохого качества (расстроенных). Если в обычных условиях ребёнок может придти в школу, чтобы позаниматься, то в режиме самоизоляции такой возможности просто нет.
Дистанционное образование имеет и ряд положительных моментов, которые связаны с необходимостью совершенствования ряда педагогических аспектов:
‒ обогащение традиционных форм преподавания современными техническими возможностями;
‒ освоение новых образовательных технологий с применением информационно-телекоммуникационных сетей;
‒ свободное предоставление образовательных услуг обучающимся, которое не зависит от географического и временного положения ученика и учителя, то есть взаимообмен информацией возможен в любом месте и в любое время, где есть электронно-информационные ресурсы;
‒ возможность вовлечения в процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и особенностями развития.
Одна из главных задач Детской музыкальной школы или Детской школы искусств (далее ДМШ и ДШИ) во время дистанционного режима обучения заключается в организации такого учебного процесса, который позволил бы создать все необходимые условия для реализации образовательных программ по специальности (направление подготовки «Инструментальное исполнительство» и «Вокальное исполнительство»).
Обозначим ряд энергоносителей и информационных программ, необходимыхдля дистанционной работы. Это:
− компьютер или ноутбук c настроенным программным обеспечением для видеосвязи (Skype, Zoom);
− веб-камера со встроенным микрофоном;
− скоростной интернет;
− смартфон с возможностью осуществлять фото- и видеосъёмку;
− смартфон с установленными на него мессенджерами (WhatsApp, Viber или Telegram);
− наличие электронной почты.
В условиях дистанционного взаимодействия преподавателя и ученика создаются и апробируются новые формы обучения. Перечислим их:
· преподаватель организует и проводит индивидуальные онлайн-уроки в реальном времени посредством видеосвязи в программе типа Skype, Zoom или через мессенджеры WhatsApp, Viber, Telegram. В назначенное время преподаватель совершает видеозвонок своему ученику. Телефон очень удобен для такой формы урока, поскольку он очень мобилен в использовании, его можно установить так, чтобы преподавателю было видно лицо и руки ученика. При необходимости в камеру можно показать ноты произведения. Видеозвонок позволяет проверить домашнее задание, указать на недочёты, поработать над трудными местами, ответить на вопросы ученика, а также увидеть и оценить условия, при которых занимается учащийся;
· учитель запрашивает видеоотчёт воспитанника −записьвсей программы по специальности или отдельных её произведений в исполнении подопечного. Такая форма работы необходима для подготовки педагогом ответной видеозаписи с замечаниями, комментариями и рекомендациями к дальнейшей (главным образом, самостоятельной) работе ребёнка над музыкальным текстом произведения. Для этого подойдёт смартфон с видеокамерой;
· педагог создаёт собственную видеозапись с показом отдельных упражнений, этюдов, пьес и т.п. для самостоятельной отработки учащимся в домашних условиях. Записанный преподавателем видеоурок выступает как наглядный метод обучения, ведь здесь преподаватель не только рассказывает, но и показывает, что нужно сделать ученику. Видеоурок позволяет предотвратить неверное заучивание нотного текста на начальном этапе его разбора. Кроме того, способ видеоурока хорош и тем, что ребёнок может просматривать запись столько раз, сколько ему необходимо, а также может просматривать только отдельные моменты занятия;
· в инструментальном классе часто используется метод коллективного музицирования – игра в ансамбле. В первую очередь это касается тех музыкальных инструментов, игра на которых предполагает помощь концертмейстера (флейта, скрипка, виолончель, ксилофон и др.). Поэтому создание аудиофайлов с фонограммами аккомпанемента (запись партии концертмейстера) очень важно для образовательного процесса в классе по специальности;
· преподаватель осуществляет подбор интернет-ссылок для просмотра и прослушивания учеником изучаемых произведений в исполнении выдающихся музыкантов мира (аудио- и видеофайлы). Кроме того, можно предлагать ссылки на различные концерты, фестивали, экскурсии для общего развития учащихся и обогащения их духовной культуры.
II. Организация рабочего времени
Преподавателя по специальности
в период дистанционного обучения
В должностные обязанности преподавателя в период дистанционного образования помимо учебной нагрузки входят и другие формы работы. Перечислим некоторые из них:
● разработка уроков (поурочное планирование, создание подробного плана-конспекта урока);
● разработка и оформление учебного материала для учащихся, в том числе создание видеоуроков, аудио- и видеофайлов, подбор электронных ресурсов для просмотра и прослушивания;
● оперативное информирование учащихся и родителей об особенностях организации учебного процесса через новостную ленту официального сайта образовательного учреждения или социальных сетей (ВКонтакте, Facebook, Instagram), а также посредством мессенджеров (WhatsApp, Viber, Telegram);
● рассылка текстовых и голосовых сообщений учащимся и родителям, необходимых учебных материалов и т.п.;
● организация самостоятельной работы учащихся;
● контроль и оценка работы учащихся;
● проведение консультаций для учащихся и родителей.