1. Президент РФ: место в системе государственных органов, порядок вступления в должность, срок полномочий, досрочное прекращение полномочий, неприкосновенность.
2. Функции и полномочия Президента РФ.
3. Акты Президента. «Указное право».
4. Администрация Президента РФ, Государственный совет Российской Федерации и другие органы при Президенте РФ.
При определении места Президента РФ в системе государственной власти следует различать его положение по формальной конституции и по фактической, подверженной динамичным трансформациям, исходя из особенностей личности, занимающей должность Президента РФ, и конкретно-исторической обстановки.
При рассмотрении вопроса об избрании Президента РФ следует обратить внимание на дифференциацию требований к выдвижению кандидатов политическими партиями и самовыдвижению, в частности различное количество подписей избирателей, которое необходимо собрать в поддержку кандидата.
При изучении вопроса о досрочном прекращении полномочий необходимо обратить внимание на неопределенность порядка прекращения полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту РФ полномочия. Эту неопределенность не удалось устранить и Конституционному Суду РФ в Постановлении от 11 июля 2000 г. № 12-П «По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия». В соответствии с правовой позицией, изложенной в данном решении, досрочное прекращение исполнения Президентом РФ своих полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия требует особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности для Президента РФ в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий, либо иным образом осуществлять свои полномочия. В таком случае - в силу экстраординарного характера рассматриваемого основания - волеизъявление Президента Российской Федерации может не являться обязательной предпосылкой досрочного прекращения его полномочий. Приведение в действие указанной процедуры допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом РФ своих полномочий или добровольной его отставкой. Однако кто должен участвовать в этой процедуре, давать заключение о необратимом характере расстройства функций организма и принимать решение о досрочном прекращении полномочий Президента РФ, осталось неясным. На семинарском занятии предлагается обсудить возможные варианты решения этих вопросов.
|
|
|
|
При рассмотрении вопросов неприкосновенности Президента РФ следует учесть абсолютный характер иммунитета, предполагающий невозможность привлечения действующего Президента к уголовной ответственности, а также допустимость привлечения к уголовной ответственности Президента РФ, прекратившего осуществление полномочий, только по особой процедуре, предусматривающей необходимость снятия неприкосновенности. Студентам необходимо уяснить связь института неприкосновенности с институтом отрешения Президента РФ от должности. Для этого необходимо изучить статью 93 Конституции РФ, а также Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи».
При подготовке ко второму вопросу следует обратить внимание, что в Конституции в статье 80 определены функции Президента РФ, а в статьях 83-89 – полномочия. Для случаев, когда порядок реализации полномочий не детализирован, а также в отношении полномочий, не перечисленных в статьях 83 - 89 Конституции Российской Федерации, их общие рамки определяются принципом разделения властей (статья 10 Конституции) и требованием статьи 90 (часть 3) Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации. Данная правовая позиция содержится в Постановлении Конституционного Суда РФ по так называемому «чеченскому делу» (Постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994
г. № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино - ингушского конфликта», Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. № 1833 «Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации»). Признание полномочий Президента Российской Федерации, не перечисленных в статьях 83 - 90 Конституции, означает введение в конституционную практику России института "скрытых (подразумеваемых)" полномочий Президента.
Далее студентам нужно раскрыть функции Президента РФ как главы государства; гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; функции по охране суверенитета Российской Федерации, ее
независимостиигосударственнойцелостности;обеспечению
согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; определению основных направлений внутренней и внешней политики государства.
Полномочия Президента РФ целесообразно разбить на следующие группы: полномочия в отношении Правительства РФ, полномочия в отношении Государственной Думы и Совета Федерации, полномочия по формированию органов власти, полномочия в области внешней политики, полномочия по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, полномочия в сфере правового положения личности, полномочия в сфере обеспечения согласованного функционирования органов власти и гарантирования Конституции РФ.
|
|
При изучении третьего вопроса следует иметь в виду, что издание актов является своего рода «служебным» полномочием, оформляющим реализацию основных полномочий. Президент РФ издает указы и распоряжения. Указы, как правило, являются нормативно-правовыми актами (могут носить и индивидуальный характер, например, указы о предоставлении гражданства, о награждении государственными наградами, о назначении на должности). Распоряжения представляют собой акты организационного, индивидуального характера.
Акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, Федеральным конституционным законам и Федеральным законам. Но наряду с подзаконными актами, возможно издание актов, имеющих законодательное значение. Это право было подтверждено в ряде решений Конституционного Суда РФ (Постановление от 30 апреля 1996 г.; от 27 января 1999 г.; от 25 июня 2001 г.), в которых Суд указал на допустимость таких «законодательных» указов при восполнении пробелов в правовом регулировании при условии, что такие указы не противоречат Конституции и федеральным законам, а их действие во времени ограничено периодом до принятия соответствующего законодательного акта; а также при осуществлении регулирования в условиях рассогласованности законодательных норм.
По последнему вопросу следует изучить положение Администрации Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ (в палатах Федерального Собрания, в высших судебных инстанциях, в федеральных округах), Совета безопасности РФ, Государственного Совета, Совета по развитию гражданского общества и правам человека, Уполномоченного по правам ребенка, Комиссий (по вопросам гражданства, по государственным наградам и др.), используя при этом следующие Указы Президента РФ: «Об Администрации Президента Российской Федерации»; «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации»; «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»;
|
|
«О Государственном совете Российской Федерации»; «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека»; «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка»; «Об утверждении Положения о комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава»; «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам».
Задания для самостоятельного выполнения и последующего разбора на семинарском занятии:
1. Составьте таблицу скрытых (подразумеваемых) полномочий Президента РФ (полномочий, прямо не установленных в Конституции РФ, вытекающих из функций Президента РФ и не закрепленных законодательно) с приведением наименования полномочия, правовой позиции Конституционного Суда РФ, в которой обосновывается полномочие, и реквизитов Постановления Конституционного Суда РФ, в котором оформлена правовая позиция.
2. Составьте схему полномочий Президента РФ, в отношении которых предусмотрены «сдержки» и «противовесы» со стороны иных высших органов государственной власти.
3. Составьте схему полномочий Президента РФ, представляющих собой «сдержки» и «противовесы» в отношении прерогативных прав иных высших органов государственной власти.
4. Составьте схему, отражающую положение Правительства РФ относительно Президента РФ. На данной схеме должны быть отражены, с одной стороны, функции руководства Правительства РФ со стороны Президента РФ, а, с другой стороны, гарантии автономии Правительства РФ.
5. Составьте схему, отражающую формы реализации функции Президента РФ по определению направлений внутренней и внешней политики.
6. Составьте схему, отражающую формы реализации функции Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти.
7. На основании анализа положений Конституции РФ и Постановления от 11 июля 2000 г. № 12-П «По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о
досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия» составьте алгоритм принятия решения о досрочном прекращении полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.
Юридические источники:
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).
7. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ (ред. от 28.12.2010).
8. О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи: Федеральный закон от 12.02.2001 г. № 12-ФЗ (ред. от 28.12.2010).
9. О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека: Указ Президента РФ от
01.02.2010 № 120.
10. Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: Указ Президента РФ от 01.09.2009 № 986.
11. О Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам: Указ Президента РФ от 02.12.2008 № 1712 (ред. от 09.11.2010).
12. Об Администрации Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 25.03.2004 № 400 (17.02.2010).
13. Об утверждении Положения о комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава: Указ Президента РФ от 14.11.2002 № 1318 (ред. от 07.04.2006).
14. О Государственном совете Российской Федерации: Указ Президента РФ от 01.09.2000 № 1602(ред. от 12.03.2010).
15. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе: Указ Президента РФ от 13.05.2000
№ 849 (ред. от 07.09.2010).
16. О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации
и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 23.05.1996 №763 (ред. от 28.06.2005).
17. По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия: Постановление Конституционного Суда РФ от 11.07.2000 №
12-П.
18. По делу о толковании статей 84 (пункт «б»), 99 (части 1, 2 и 4)
и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1999 № 15-П.
19. По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации Постановление Конституционного Суда РФ от 06.07.1999 № 10-П.
20. По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 № 2-П.
21. По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по
совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы: Постановление Конституционного Суда РФ от 25.06.2001 № 9-П.
22. По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом: Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 № 11-П.
23. По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино - ингушского конфликта»,
Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. № 1833 «Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 31.07.1995 № 10-П.
Дополнительная научная литература:
3. Баглай М.В. Президенты Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки: роль, порядок выборов, полномочия. – М., 2008.
4. Дегтев Г.В. Конституционно-правовой статус президентов Российской Федерации и США: сравнительно-правовой анализ. – М., 2003.
5. Дегтев Г.В.Становление института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. – М., 2006.
6. Жилинский С.Э. Наш Президент: как он правит и как его избирают. – М., 2004.
7. Краснов М.А., Шаблинский И.Г. Российская система власти: треугольник с одним углом. – М., 2008.
8. Лучин В.О. «Указное право» в России. – М., 1995.
9. Лучин В.О., Мазуров В.А. Указы Президента Российской
Федерации: основные социальные и правовые характеристики. – М., 2000.
10. Марино И. Президент Российской Федерации: конституционно-правовые отношения. От Конституционного Совещания до современной практики. – М., 2007.
11. Мирзоев Г.Б. Институт полномочного представителя Президента Российской Федерации. – М., 2002.
12. Огородников А.А. Конституционные основы института президентства: США и Россия. – М., 2001.
13. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М., 1996.
14. Окуньков Л.А., Рощин В.А. Вето Президента. – М., 1999.
15. Президент – Правительство – исполнительная власть: российская модель / Под ред. И.Г. Шаблинского. – М, 1997.
16. Президент Российской Федерации в системе разделения властей / Под ред. В.И. Радченко. – Саратов, 1996.
17. Сахаров Н.А. Институт Президентства в современном мире. –
М., 1994.
18. Тарасов А.М. Президентский контроль: понятие и система. –
С-Пб., 2004.
19. Тихон Е.А. Президент Российской Федерации - гарант прав и свобод человека и гражданина. – Саратов, 2008.
20. Черкасов А.И. Глава государства и правительство в странах современного мира: конституционно-правовое регулирование и практика. – М., 2006.
21. Черкасов К.В. Становление и развитие института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. – Саратов, 2006.
22. Чиркин В.Е. Глава государства. Сравнительно-правовое исследование. – М., 2010.