Малое предпринимательство

Частное образовательное учреждение высшего образования

«Международный Институт Дизайна и Сервиса»

(ЧОУВО МИДиС)

Кафедра экономики и управления

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Экономика организаций»

На тему: «Теоретические и практические основы экономики организаций»

Вариант 9

Направление подготовки 38.02.01.

Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

 

 

Научный руководитель:

Бодрова Екатерина Григорьевна,

к.э.н., доцент

 

Автор работы:

Савкова Ирина Ивановна,

  Студент группы Б-27

 

Челябинск 2020


СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

Глава 1. Теоретические вопросы «экономики организации». 5

1.1 Малое предпринимательство. 5

1.2 Санация предприятия. 13

1.3 Основные финансовые документы организации: характеристика, примерная структура. 19

Глава 2. практическая часть. 23

Заключение. 26

Список использованных источников. 27

 

 




ВВЕДЕНИЕ

Экономика организаций – это наука, изучающая принципы и закономерности функционирования предприятия (фирмы, организации) как хозяйственной системы, методы планирования и управления ее деятельностью.

Экономика организации самостоятельная экономическая дисциплина, предметом изучения которой является деятельность предприятия.

Экономика предприятия – это система, которая состоит из разных методов и инструментов, с помощью которых осуществляется организация, управление и контроль хозяйственной деятельности предприятия.

В данной работе были рассмотрены теоретические вопросы «Экономики организации»:

1. Малое предпринимательство.

Оно выступает активным фактором конкурентного рынка. Основной принцип предпринимательства - найти потребность и удовлетворить ее.

2. Санация предприятий.

Она является финансовой и экономической процедурой улучшения состояния предприятия, предотвращения банкротства.

3. Финансовые документы предприятия – документы, из которых можно узнавать финансовое состояние организации за конкретную дату или итоги его работы за конкретный период.

4. Решить практическое задание.

Актуальность курсовой работы состоит в том, что переход к рыночным отношениям настоятельно диктует необходимость изучения деятельности первичного звена экономики – предприятия. От того, насколько эффективно осуществляется деятельность предприятий, зависит состояние экономики государства, уровень благосостояния населения. Предприятие является производителем продукции, работ и услуг, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей, выступает связующим звеном для всех субъектов рыночных отношений. Именно предприятия являются основными источниками формирования бюджетов всех уровней.

     Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических основ экономики организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Дать определение малое предпринимательство

2. Рассмотрение санация предприятия

3. Изучение основных финансовых документов организации: характеристика, примерная структура.

4. Решить практическое задание.

Объект исследования: предприятие и его составляющие с теоретической и практической точки зрения.

При написании курсовой работы были использованы методы изучение теоретического материала, анализ информации.

При проведении исследования были использованы труды российских ученых Бородай В.А., Грибов В.Д., Гришин В.И., Кондратьева М.Н., Л. Н. Зотова, и других, известных и выдающихся в области экономики ученых.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ «ЭКОНОМИКИ ОРГАНИЗАЦИИ»

Малое предпринимательство

 

Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики по установленным законами критериям (показателям), конституирующих сущность понятия.

Малое предпринимательство выступает активным фактором конкурентного рынка. Основной принцип предпринимательства - найти потребность и удовлетворить ее.

В РФ критерием отнесения предприятия к малым является численность всего персонала как состоящего в штате, так и работающего по гражданско-правовым договорам.

Основным критерием отнесения субъектов рыночной экономики к субъектам малого предпринимательства в первую очередь является средняя численность работников, занятых в отчетный период на предприятии. Наиболее часто применяются следующие критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства: средняя численность занятых на предприятии работников, размер уставного капитала, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.

Субъектами малого предпринимательства являются коммерческие организации в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25% и в котором средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

- в промышленности, строительстве и на транспорте: 100 чел.

- в сельском хозяйстве и научно-технической сфере: 60 чел.

- в оптовой торговле: 50 чел.

- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения: 30 чел.

- в остальных отраслях: 50 чел.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Субъектами малого предпринимательства, на которые распространяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, признаются лишь индивидуальные предприниматели и организации с предельной численностью работающих до 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности.

Предприятие может быть признано малым только при условии, что сумма выручки от реализации им товаров (выполненных работа, оказанных услуг) в течение предыдущих четырех кварталов не превышала размера, равного 1000 - кратному МРОТ.

Развитие малых предприятий стимулируется налоговыми льготами при производстве товаров и услуг, льготным кредитованием, предоставлением оборудования по лизинговым договорам.

В Российской Федерации поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

1. Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства.

2. Создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно технических разработок и технологий.

3. Установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства.

4. Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами.

5. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства.

Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов, а также других источников.

В российской практике малое предпринимательство было введено в 1988 г. В начале к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Так, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от августа 1990 г. к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности - 200 человек, в науке и научном обслуживании - 100, в других отраслях производственной сферы -  50, в отраслях непроизводственной сферы -  25, в розничной торговле -  15. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее -  индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1. Для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

2.  Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

- от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

- до 100 человек включительно для малых предприятий;

- среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;

Средняя численность работников микропредприятия и малого предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия.

3. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Предусмотренные пунктом 3 предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в 5 лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Категория субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным изложенными п. 2 и 3. Категория субъекта малого предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в п. 2 и 3, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в п. 2 и 3.

Проблемы и перспективы малого предпринимательства в России

Для малого предпринимательства в настоящее время требуется переход в качественно новое состояние и поиск новых точек роста, что обусловлено бурным развитием информационных технологий, политикой импортозамещения, государственным курсом на построение цифровой экономики.

Имеющиеся предпосылки на данный момент позитивно воздействует на малое предпринимательство в основных производственных сферах, это касается, в первую очередь, предприятий, занимающихся производством российских товаров для населения, а также оказанием услуг и выполнением работ.

Отрасли и сферы деятельности, в которых субъекты малого предпринимательства могут играть ключевую роль, определяются традиционными для данного сектора направлениями: производство товаров народного потребления широкого спроса, сфера услуг, торговля, общественное питание, пищевая промышленность.

Проблемы малого предпринимательства в России определяются факторами, которые затрудняют его развитие:

- наличие несоответствий в нормативно-правовом обеспечении деятельности субъектов малого предпринимательства;

- трудности в доступе к финансовым, имущественным и информационным ресурсам;

- слабая роль объединений предпринимателей в развитии малого бизнеса в целом;

- низкая степень социально-экономической и организационной дифференциации в среде малых предприятий (создание типовых предприятий, производящих типовую продукцию и услуги);

- отсутствие комплексной системы подготовки предпринимателей в учебных заведениях, в частности, по отдельным направлениям управления, финансов, правового обеспечения, организации производства, деловой этики, ценообразования, маркетинга и т.д.;

- как следствие, у начинающих предпринимателей низкий уровень финансовой и правовой грамотности, сложности с организацией управления, производства, что ведет к большим проблемам в бизнесе, замедлению развития малого предприятия, вплоть до разорения.

Решению данных проблем способствует государственная политика поддержки малого предпринимательства и стимулирования его развития. Государственная политика поддержки малого предпринимательства включает в себя следующие направления: нормативно-правовое, финансово-кредитное, информационно-техническое, организационное, кадровое и консультационное обеспечение, отдельным направлением выделяется внешнеэкономическая деятельность.

Перспективы малого предпринимательства в России связаны со следующими направлениями:

1. Организация новых проектов и малых предприятий по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции в контексте реализации политики импортозамещения в России.

2. Создание инновационных малых предприятий, ориентированных на IT-технологии, внедрение информационных технологий, разработок.

3. Продолжение реализации планов по поддержке малого предпринимательства со стороны государства.

4. Реализация целевого принципа содействия малому предпринимательству, ориентированного на экспорт продукции, на инновации, на социальную сферу, высокотехнологичную продукцию.

5. Налоговые льготы для вновь создаваемых малых предприятий.

6. Ликвидация административных барьеров, снижение количества проверок со стороны контролирующих органов, облегчающие работу малых предприятий в организационно-управленческом плане.

Конкретные направления реализации перспектив малого предпринимательства в современных условиях в России:

- совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких направлений и видов деятельности;

- использование инновационного потенциала предприятия, владельца и работников, использование высокого профессионального уровня, образования и квалификации руководителей малых предприятий;

- адаптация малых предприятий к сложной экономической обстановке в короткие сроки в условиях отсутствия полной и достоверной информации о динамике конъюнктуры рынка;

- развитие кооперации с крупными предприятиями, различные варианты работы по выполнению отдельных работ для обеспечения бесперебойного функционирования крупной промышленности;

- развитие кооперации с другими малыми и средними предприятиями.

Преимущества малого предпринимательства в России определяются мобильностью малых предприятий, углублением специализации, кооперации субъектов хозяйствования. Это способствует повышению эффективности малого бизнеса, так как он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться.

Малые предприятия имеют достаточно заметное положение в обеспечении занятости, производстве отдельных категорий товаров, осуществлении исследовательских, научно-производственных и прикладных разработок, а также их внедрении в практику хозяйственной деятельности.

Для России остается актуальным продолжение реализации государственной политики, направленной на расширение и развитие предприятий в сфере малого предпринимательства экономике нашей страны.

В социальном плане малый бизнес, являясь неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, втягивает значительную часть граждан в сферу малого предпринимательства, путем открытия ими собственного дела, обеспечивая достаточную эффективность производства за счет специализации и кооперации производства. Соответственно, развитие малого предпринимательства является одной из основных задач экономической политики Российской Федерации.

 

 

Санация предприятия

 

Санация -  это система проведенных мероприятий, которые направлены на улучшение финансового положения предприятия, с целью предотвращения банкротства фирмы или повышения конкуренции компании.

Таким образом, санация предприятий является финансовой и экономической процедурой улучшения состояния предприятия, предотвращения банкротства.

Основные методы санирования

Основными методами санации могут выступать:

- сокращение (уменьшение) величины акционерного капитала с помощью сокращения объема выпускающихся акций или при обмене акций на большинство из старых акций;

- предоставление субсидий правительством, льготных займов, льгот по ряду налогов от государства;

- проведение национализации предприятия;

- использование антимонопольных законов и прочее.

Какие мероприятия проводятся при санации предприятия:

При проведении санации проводятся финансовые, экономические, производственные, технические, организационные и правовые мероприятий, которые направлены на то, чтобы достичь или восстановить платежеспособность, прибыльность и конкурентоспособность предприятия-должника на длительное время.

Особым пунктом в процедуре проведения санирования являются мероприятия, имеющие финансовый или экономический характер.

Финансово-экономические мероприятиям отражают характер финансовых отношений, которые возникают на протяжении процесса мобилизации и использования внутренних и внешних источников санации предприятий.

Ими могут выступать средства, которые были получены с условиями займов и собственности, на основании возвратном или безвозвратном.

Главной целью финансовой санации в оптимизации финансового потока предприятий  является:

- покрыть текущие убытки и устранить (ликвидировать) их причины;

- восстановить или сохранить ликвидность и платежеспособность предприятия;

- сократить все виды задолженностей;

- улучшить структуру оборотного капитала;

- сформировать фонды финансовых ресурсов, которые необходимы для того, чтобы провести мероприятия производственного, технического и организационного характеров.

При этом финансовая санация, как правило, осуществляется в несколько этапов.

Этапы управления санацией предприятия:

1. Определение целесообразности и возможности проведения санации.

2. Обоснование концепции санации.

3. Определение направления осуществления санации.

4. Выбор формы санации.

5. Подбор санатора.

6. Подготовка бизнес-плана санации.

7. Расчет эффективности санации.

8. Утверждение бизнес-плана санации.

9. Мониторинг реализации мероприятий бизнес-плана санации.

Расчет эффективности санации. Этот расчет позволяет определить целесообразность всего процесса санации, оценить ее альтернативные формы.

Эффективность санации определяется путем соотнесения результатов (эффекта) и затрат на ее осуществление в каждой из предлагаемых форм.

Результаты санации в конечном итоге могут быть оценены размером дополнительной прибыли = разницей между ее суммой после и до осуществления санации (в расчетах суммы приводятся к настоящей стоимости).

Затраты на осуществление санации определяются путем разработки специального бюджета санации (рассматриваются как инвестиции санатора с целью получения прибыли в прямой и косвенной форме в предстоящем периоде).

Определенный нюанс в расчетах эффективности санации имеет определение эффекта синергизма, который сопутствует формам слияния и поглощения. Этот эффект рассчитывается по следующей формуле:

 

                                   ,                                  (1)                     

где: ЭСс – сумма эффекта синергизма, достигнутого в процессе слияния (поглощения);

РСо – прогнозируемая рыночная стоимость вновь создаваемого предприятия в процессе слияния (поглощения);

PC1; PC2 – оценка рыночной стоимости отдельных объединяемых предприятий.

Сравнение эффективности различных форм санации позволяет выбрать оптимальный вариант ее осуществления.

Санационные мероприятия, обладающие организационным или правовым характером имеют направленность на улучшение организационных структур предприятий, организационных или правовых форм ведения бизнеса, улучшение качества менеджмента, а также на то, чтобы освободить предприятие от производственных структур, не являющихся продуктивными, улучшить отношения между членами трудового коллектива.

Что дает санирование предприятий

В ходе проведения процесса санирования предприятий, должник получает финансовые средства, которые делают возможным погашение его денежных обязательств перед контрагентами, обязательств по уплате налоговых платежей, а также восстановление платежеспособности.

Требования к предприятию-должнику

Отметим, что к предприятию-должнику предъявляются определенные требования.

Так предприятие-должник:

- должно предотвратить непродуктивные расходы из активов компании.

- являться механизмом санирования (финансовой реорганизации) из списка предприятий, имеющих реальный потенциал для успехов в дальнейшей финансовой и хозяйственной деятельности;

- принимать меры к тому, чтобы требования кредиторов были максимально соблюдены.

Два вида санирования предприятия

Уровень глубины кризиса на предприятиях, а также условия предоставления помощи извне обусловливают использование санации предприятия, которые бывают двух видов:

- санирование с ориентацией на реорганизацию задолженности;

- санирование с изменением статуса предприятия.

Санирование с ориентацией на реорганизацию задолженности

Отметим, что при выборе этого вида санации статус юридического лица остается неизменным.

Такой вид санации применяется для устранения неплатёжеспособности предприятия.

Он может быть осуществлен только в том случае, если состояние неплатежеспособности предприятие носит временный характер.

Тогда долговые обязательства предприятия будут погашаться за счет средств, поступающих из бюджета государства (если речь идет о санировании предприятия, принадлежащего государству).

Кроме этого, коммерческий банк, у которого стоит на обслуживании данное предприятие, может выдать этому предприятию целевой банковский кредит.

Такой кредит могут выдать после проведения аудиторской проверки.

Также помощь может предоставляться с другой стороны (долг предприятия может быть переведен на другое юридическое лицо, которое желает принять участие в санировании предприятия-должника).

Помимо этого, исходя из гарантий, установленных санатором, предприятием могут дополнительно выпустить облигации или другой вид ценных бумаг.

Санирование с изменением статуса предприятия

Под санированием с изменением статуса предприятия-должника понимается осуществление процедуры реорганизации, которая проводится при кризисном состоянии предприятия.

При проведении такой санации выбирается одна или несколько следующих форм, чтобы достичь цель и осуществить мероприятия по реорганизации предприятия-должника:

- Слияние

В случае выбора слияния в качестве формы санирования предприятие – должник сливается с другим предприятием, которое является более устойчивой организацией в финансовом плане.

В результате слияния предприятие-должник теряет свой официальный самостоятельный статус юридического лица.

В случае слияния предприятий, которые относятся к одной отрасли, говорят о горизонтальном слиянии.

Если же объединение предприятий осуществляется с участием предприятий смежных отраслей, то говорят о вертикальном слиянии.

- Поглощение

Санатор приобретает предприятие, являющееся должником.

В этом случае санатор приобретает полноценный имущественный комплекс, большую часть, принадлежащую к его активам.

Предприятие, которое санируют в то же время может сохраниться, как отдельное предприятие в виде дочерней компании предприятия - санатора.

- Разделение

Разделение используют для тех предприятий, которые способны осуществлять производственную деятельность в многоотраслевой среде.

- Преобразование в акционерное общество

Акционерное общество может создаваться по инициативе группы лиц, желающих стать учредителями акционерного общества.

Необходимым условием санирования в этом случае является обеспечение минимального уровня уставного капитала акционерного общества, который закреплен на законодательном уровне.

- Передача предприятия в аренду

Этот пункт применим к государственным предприятиям, которые могут быть сданы в аренду по договору одному из членов трудового коллектива.

В этом случае долги санируемого предприятия переходят на коллектив арендаторов.

- Приватизация

Приватизация является одним из способов санирования государственных предприятий.

Когда санация предприятия считается завершенной

Санация считается завершенной, в случае, когда санаторы достигли целей по улучшению финансового положения предприятия-должника или предприятие-должник объявляется банкротом.

Условия и сроки проведения санации предприятия

Любой из процессов выведения из состояния кризиса должен осуществляться под контролем со стороны арбитражных судов при соблюдении ряда условий, которые указываются в соответствующем соглашении.

При этом санация предприятия не должна продолжаться более 18 месяцев. Арбитражные суды могут продлить эти сроки на период до шести месяцев.

Санация предприятия представляет собой не просто комплекс мер по реорганизации хозяйствования. Внимание к нуждам компании и ответственность в управлении делает эту процедуру спасительной для пошатнувшихся фирм. С помощью этого института можно избежать крупных расходов, в короткие сроки восстановив финансовое положение юридического лица.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: