Анатомо-физиологические основы проявления гибкости

Воспитание физических качеств осуществляется через направленной развитие ведущих способностей человека на основе определенных закономерностей, в том числе гетерохронности (разновременности), этапности, фазности и переноса в развитии способностей.

Гетерохронность развития устанавливает, что в процессе биологического созревания организма наблюдаются периоды интенсивных количественных и качественных изменений отдельных его органов и структур. Если в эти периоды оказывать педагогические воздействия на опережение, развитие количественных и качественных изменений значительно превысит уровень, достигаемый в периоды их относительной стабилизации. Периоды интенсивного развития того или иного физического качества у мужчин и женщин не совпадают.

Ранее считалось, что соединительная ткань состоит из биохимически инертных веществ. В настоящее время стало очевидны, что в них протекают активные процессы жизнедеятельности, они способны к адаптации, изменяя свою структура за счет увеличения количества и улучшения качества эластичных волокон.

Гибкость определяется способностью мышц уступать противодействующей растягивающей силе. «Зона эластичности» у всех мышц мала и примерно одинакова, а охранительные реакции на растяжение протекают по-разному и зависят от конституционных особенностей и функционального состояния, прежде всего – от состояния кровотока и интенсивности обмена веществ в мышцах на момент выполнения упражнения. Эти реакции поддаются тренировке. При этом статистические упражнения менее эффективны, чем динамические.

Оценивая факторы, обеспечивающие большую или меньшую степень гибкости, следует подчеркнуть значительную роль ЦНС, регулирующей координация функции мышц-антагонистов, тонус и активное расслабление мышц.

В конечном счете гибкость зависит от характера сокращения и расслабления мышц-антагонистов и ряда морфологических факторов, обуславливающих объем движений в суставах.

Все это достигается в тренировке, поскольку она способствует улучшению координации движений (взаимоотношению мышц-антагонистов), увеличению растяжимости и эластичности мышц и связочного аппарата, увеличению содержания в мышцах миостромина и повышению возможностей ресинтеза АТФ. При выполнении целостных двигательных действий амплитуда движений никогда не достигает крайних границ подвижности в суставах.

Движения обычно протекают в какой-то средней зоне и очень редко достигают предельных амплитуд, т.к. последние требуют больших мышечных усилий и являются неэкономичными. Чем больше величина возможного размаха движений (пассивной гибкости), тем больше диапазон средней «рабочей» подвижности сустава. Увеличение подвижности в суставах при выполнении некоторых двигательных действий дает возможность выгодно приложить силу на большом пути, т.е. увеличить время ее действия, что является одним из самых существенных условий для развития максимальной скорости движений отдельных звеньев тела человека.

 

Средства и методы развития гибкости

Активная и пассивная гибкость развивается параллельно. Использование динамических упражнений приводит к росту активной гибкости в среднем на 19-20%, а пассивной – на 10-11%.

В то же время использование пассивных упражнений обеспечивает увеличение активной гибкости в среднем на 13%, а пассивной – на 20%. Наиболее эффективным является комплексное развитие гибкости, когда динамические упражнения для развития активной и пассивной гибкости составляют по 40% времени, отводимого на занятиях, а 20% - на выполнение статистических упражнений. Например, на развитие гибкости на занятии отводится 25 мин, из них 10 мин выполняются активнее движения (махи, наклоны, приседания), следующие 10 мин – упражнения с отягощением (т.е. наклоны, но с удержанием набивного мяча на прямых руках или с гантелями) и оставшиеся 5 мин – удержание поз в упражнениях, требующих высокой подвижности в суставах (стойка на лопатках, «мост», «шпагат») и т.д.

Уровень развития гибкости должен несколько превосходить ту максимальную амплитуду, которая необходима для овладения техникой изучаемого двигательного действия. Этим создается так называемый запас гибкости. Достигнутый уровень гибкости необходимо поддерживать повторным воспроизведением необходимой амплитуда движений.

Гибкость развивают в основном с помощью повторного метода, при котором упражнения на растягивание выполняют сериями. В зависимости от возраста и физической подготовленности количество упражнений в серии дифференцируют. При этом необходимо соблюдать ряд методических требований:

· перед выполнением упражнений на растягивание следует хорошо «разогреть» организм;

· преимущественно развивать подвижность в тех суставах, которые играют ведущую роль в жизненно необходимых действиях: плечевых, тазобедренных, голеностопных и суставах кисти;

· амплитуду движений следует увеличивать постепенно, сохраняя преемственность и последовательность воздействий на соответствующие мышцы и суставы;

· между сериями упражнений на растягивание необходимо выполнять упражнения на расслабление мышц.

Контроль осуществляется при помощи гониометров или контрольных упражнений (наклоны, шпагат, прокручивание рук в плечевых суставах и т.д.)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: