Тема: «Факторы, определяющие выбор аптечной организацией поставщиков товаров. Методика расчета объема поступления товаров для обеспечения товарного покрытия товарооборота»

Управление и экономика фармации

Курс, 2 часа

ЛЕКЦИЯ №3

Тема: «Факторы, определяющие выбор аптечной организацией поставщиков товаров. Методика расчета объема поступления товаров для обеспечения товарного покрытия товарооборота»

1. Краткая характеристика поставщиков товара аптечным организациям.

Основными поставщиками товаров в аптечные организации являются организации оптовой торговли. Они осуществляют оптовую торговлю лекарственными средствами и другими товарами аптечного ассортимента, реализуя их:

Ø - другим организациям оптовой торговли;

Ø - предприятиям-производителям лекарственных средств для целей дальнейшей переработки;

Ø - научно-исследовательским учреждениям для целей проведения НИР;

Ø - аптечным организациям и индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность.

Наличие организаций оптовой торговли в системе товаропродвижения от производителя до конечного потребителя позволяет:

1. Значительно сократить прямые контакты производителей с аптечными организациями, что сокращает их временные, трудовые и финансовые ресурсы;

2. Скрадывается (нивелируется) несоответствие (разрыв) между масштабом производства партии товара и масштабом (объемом) его заказа отдельной аптечной организацией;

3. Появляется возможность у аптечных организаций поддерживать у себя широкий ассортимент ЛП и других товаров при контакте с небольшим числом организаций оптовой торговли.

Поэтому, классическая схема товаропродвижения на фармацевтическом рынке России такова:

 

 


    Это двухуровневый канал товародвижения т.к. между производителем и конечным потребителем два участника движения товара.

    Может быть одноуровневый (нулевой) канал и одноуровневый.

    На основании Стандарта оптовой торговли, организации осуществляют взаимодействие с аптечными организациями на договорных условиях.

Аптечные организации (индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность) имеют право приобретать и продавать 13 групп товаров, указанных в ФЗ № 61-ФЗ от 12.04.2010 «Об обращении лекарственных средств», статья 55.

 

2. Особенности лекарственных средств как потребительского товара

    Для планирования поступления товара каждая аптечная организация определяет потребность во всех наименованиях ЛП, ИМН и др. товаров.

    Сложность этой работы связана с особенностями ЛП как потребительского товара, которые выражаются в следующем:

1. ЛП – это такой товар, потребность в котором ощущается не всегда, а только при патологических отклонениях организма человека или при проведении профилактических мероприятий среди населения РФ.

2. Потребность в ЛП в большинстве случаев определяет не сам больной, а врач. Но, следует отметить, что в настоящее время большая часть населения пользуется самолечением и самопрофилактикой. Ранее списки ЛП, разрешенных к отпуску без рецептов врачей, определялись приказом по МЗ. Сейчас данная информация содержится либо в анотации к препарату, либо на вторичной упаковке.

3. Назначение больному ЛП врачом зависит от степени осведомленности врача об ассортименте ЛП, используемом при конкретном заболевании, от личного отношения врача к этому ЛП, от «моды» на ЛП и др. факторов.

4. ЛП являются высокоактивными химическими или биологическими веществами и потребляются малыми дозами.

5. На ряд ЛП государством установлены предельно допустимые нормы потребления (наркотические, психотропные вещества и спирт этиловый).

6. На ряд ЛП, в т.ч. ЛП, относящихся к списку ЖНВЛП, определяется их обязательное наличие в аптеках – обязательный ассортимент.

7. Определение потребности в ЛП затруднено так же их большим ассортиментом, который ежегодно увеличивается.

По используемым методикам определения потребности все ЛП разделены на 3 группы:

1. ЛП, потребление которых нормируется.

2. ЛП специфического спектра действия.

3. ЛП широкого спектра действия.

Для каждой группы ЛП используются специфические методики определения потребности.

Все названные факторы затрудняют работу руководителей аптек по определению потребности в ЛП. Закупка товара сверх потребности может привести к финансовым сложностям: аптека может заморозить свои деньги в запасах товаров, что экономически не целесообразно.

Кроме того, для закупки большого количества товара аптеке может не хватить собственных средств; в этом случае она использует заемные средства (кредиты, займы), а использование заемных средств всегда связано с дополнительными расходами.

И, наконец, чтобы хранить большие запасы товаров, нужны помещения, оборудование – соответствующие условия хранения. Кроме того, многие товары, в т.ч. ЛП имеют ограниченный срок годности.

В то же время закупка товара в меньших объемах может привести к отказам в отдельных наименованиях, а это снизит товарооборот аптеки, упадет ее имидж в лице постоянных покупателей.

Потребность должна быть определена по каждому наименованию ЛП и по каждому товару немедикаментозной группы.

В настоящее время многие аптеки работают с компьютерными программами, которые позволяют определить фактический расход каждого наименования товара за предплановые периоды. Опираясь на эти данные, с учетом влияния сезона года, можно оптимально определить величину заявки на конкретный ЛП или др. товары аптечного ассортимента.

 

3. Выбор поставщиков товаров в аптеку

Процедура выбора поставщика является основной составляющей закупочной логистики. Главная цель закупочной логистики – поиск и закупка необходимых товаров удовлетворительного качества по минимальным ценам. Процедура выбора поставщиков проходит в несколько этапов:

1. Сбор информации о поставщиках товаров.

2. Определение критериев выбора поставщиков товаров.

3. Оценка поставщиков по выделенным критериям.

4. Заключение договора, как логическое завершение процедуры выбора поставщика.

Основные критерии выбора поставщика:

1. Ассортимент товаров поставщика.

2. Качество товаров. Оно определяется такими параметрами: как имя производителя, эффективность, комплекс побочных эффектов, сроки годности, удобство применения, дозировка, фасовка, упаковка и, конечно, соответствие требованиям нормативно-технической документации.

3. Цены производителя.

4. Наценка организации оптовой торговли.

5. Наличие скидок на объем закупок.

6. Возможность закупки малыми количествами.

7. Условия поставки.

8. Условия оплаты.

Система и порядок закупки ЛП аптечными организациями зависит от того, для кого они закупаются, т.е. кто будет оплачивать конечное потребление ЛП:

1. Население за счет личных средств

2. Бюджеты различных уровней.

Если закупка осуществляется для последующей реализации за счет средств населения (т.е. свободная продажа), то выбор поставщиков ЛП осуществляет аптечная организация – это децентрализованная закупка.

Если ЛП закупаются за счет бюджетов (федеральных, региональных, муниципальных), то производители и организации оптовой торговли определяются на основе конкурсного отбора (централизованная закупка). В большей степени централизованная закупка связана с обеспечением граждан РФ, включенных в Федеральный Реестр, имеющих право на бесплатное амбулаторное лечение, диагностику и профилактику. «ОНЛС» - обеспечение необходимыми ЛС – Программа федеральная. Кроме того, есть Государственная Федеральная программа, предусматривающая закупку диагностических и ЛП для лечения других категорий больных.

Для этого контингента больных разработан план закупки ЛП и осуществляется он через конкурсы. Они регламентируется рядом нормативных актов Российской Федерации. Есть еще Программа федеральная «Обеспечение финансово-затратных нозологий».

Аптеки медицинских организаций также закупает товар на основе конкурсного отбора поставщиков.

Основные задачи конкурсных закупок:

1. Закупать в необходимых количествах наиболее эффективные и менее затратные ЛП;

2. Выбирать наиболее надежных поставщиков с гарантированным качеством ЛП;

3. Обеспечить своевременность поставки в розничные аптечные организации.

Для проведения конкурса закупки создается комиссия, которая решает все организационные и прочие вопросы конкурса. В первую очередь, решается вопрос - открытый это конкурс или ограниченны й, т. е. приглашают всех поставщиков или допускают к участию ограниченное их число.

Предпочтение отдают по факторам:

- соответствие товара по качеству;

- цена товара (чем ниже, тем предпочтительнее);

- сроки доставки;

- порядок и сроки осуществления платежей.

Государственные закупки по конкурсу значительно снижают цены на товар, экономят бюджетные средства, увеличивают объем закупок, способствуют более рациональному и целевому использованию финансовых средств.

В настоящее время имеет место объединение аптек в сети под единое управление.

Процесс закупки товара для сети аптек имеет ряд особенностей и следующие преимущества:

1. Аптеки сети работают по единой схеме формирования розничных цен, как правило, располагают компьютерной программой по их расчету. Это упрощает технически работу по учету поступления товаров, расчету торговых наложений и др.

2. Администрация сети суммирует заявки своих аптек, территориально расположенных близко, подает общую заявку организации оптовой торговли. Заявка большого количества товаров поощряется организациями оптовой торговли:

- снижается % наценки организации, что приводит к снижению розничной цены в аптеках сети;

- делает скидки с общей стоимости отпущенного товара;

- если аптеки сети находятся в одном городе, доставка товара осуществляется «кольцевым» завозом, с минимальными затратами у организации оптовой торговли;

- компьютерная программа заявки построена так, что дает информацию о фактическом расходе каждого наименования за 3-4 прошедших периода и дает рекомендацию о величине заказа.

 

4. Методика планирования объема закупаемых аптекой товаров

    Показатель поступления товаров называется товарным покрытием товарооборота, т. к. эти два показателя тесно между собой взаимосвязаны. Кроме того, они связаны и с переходящими остатками товаров.

    Эта взаимосвязь выражается формулой товарного баланса:

ОН + П = Ре + ПРК

    Поступление товаров планируют в оптовых ценах после того, как запланирован товарооборот в оптово-покупных ценах и установлены плановые нормативы товарных запасов.

П = Ре + ПР + ОК – ОН,

где: Ре– плановая реализация в оптовых ценах, которая определяется

план т/об в розн. ценах – план ТН в сумме.

    ПР– ожидаемые списания товаров (на хоз. нужды, естественная трата)

    ОН – ожидаемый остаток нереализованного товара на начало планового периода в опт.ценах

    ОК – запланированные товарные запасы (на 1 кв. –план) в опт. ценах

    Значит, чтобы выполнить план по объему продаж (Т/об) при установленных переходящих товарных запасах, аптеке за квартал нужно закупить товара на сумму,найденную по формуле, и соблюдать ассортиментный состав.

Для выполнения плана реализации товаров большое значение имеет равномерность и ритмичность поступления товара в аптеку.

    Лекарственные средства, потребление которых нормируется ФЗ (наркотические, психотропные) аптечные организации закупают у организаций оптовой торговли – у основного поставщика – по нормативам, определенным исходя из числа жителей, обслуживаемых аптекой.Доставку таких ЛП в аптеки осуществляет только поставщик при сопровождении представителя организации, имеющей лицензию на транспортировку НВ и ПС («Спецсвязь») и только в опломбированной таре.

    В настоящее время большинство стационарных медицинских организаций имеют свои, бюджетные аптеки. Эти аптеки самостоятельно закупают товар, в т.ч. наркотические и психотропные ЛП, используя бюджетные средства. При этом поставщик для них определен по конкурсу; он доставляет товар в эти аптеки; цены на товар у этого поставщика минимальные; розничную цену бюджетные аптеки не формируют, обеспечивая отделения и кабинеты своейМО.

    Товар нужно закупать в рассчитанном объеме, но завозить его следует через равные промежутки времени в течение квартала и примерно определенным объемом по сумме и/или по количеству наименований.

    Анализ равномерности поступления товара по времени проводят по фактическим данным. Например, в 4 кв. товар поступал 15 раз:

в т. ч.:  октябрь – 5 раз (30 дн.: 5 = 6 дн.)

              ноябрь – 4 раза (30 дн.: 4 =7,5 дн.)

              декабрь – 6 раз (30 дн.: 6 = 5 дн.)

    Средний временной разрыв между очередным поступлением:

(90 дн. в кв.: 15 раз) = 6 дней.

    Даже без специальных расчетов можно сказать, что отклонение от средней величины здесь небольшое; товар поступал равномерно (по времени).

Проследить поступление товара по сумме его стоимости в каждом завозе, можно также по предплановому периоду. При этом, обычно, предплановый период разбивают на равные отрезки времени, например, на 2 недели, и рассчитывают на какую сумму за эти отрезки времени поступал товар.

Если анализируют 4-ый квартал, то двухнедельных отрезков 6. Общий объем поступивших товаров (общую сумму) принимают за 100%, а сумму поступления за каждый две недели – за Х%. Среднее поступление должно составлять: (100%: 6 отрезков) = 16,65%.

А далее определяют отклонение от среднего процента, обрабатывают полученные данные математически и делают заключение:

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: