Источник - человек, передающий информацию - (коммуникатор). Приемник-получатель информации (человек, принимающий ее)- декодирует(читает) и правильно или неправильно понимает ее - (реципиент).
Коммуникативное взаимодействие между ними возможно только в том случае, когда они обладают сходной системой кодификации и декодификации информации, т.е. «все должны говорить на одном языке, и информация должна быть не только принята, но и осмыслена.»
Кодирование — это процесс зашифровки наших мыслей, чувств, эмоций в форму, узнаваемую другими. Для этого человек использует символы, которые могут быть письменными, вербальными, невербальными, математическими, музыкальными и т.д. Набор таких символов является сообщением.
Декодирование; — это процесс получения и интерпретации сообщений, получаемых человеком извне. Он связан с расшифровкой символов, составляющих сообщение.
Информационный канал передачи – средство передачи сообщения: речь, письмо, электронные средства связи.
Способы кодирования и декодирования сообщений формируются под влиянием опыта человека, который понимается не только как индивидуальный опыт, но и как опыт группы, к которой принадлежит человек, а также опыт той культуры, представителем которой этот человек является, осваивает ее в процессе инкультурации (обучение человека традициям, культуры и нормам общественной жизни)
Обратная связь — принятое сообщение вызывает у получателя какую-то реакцию, так как в результате коммуникации у него произошли изменения в знаниях, установках, поведении.
Именно невербальный контекст составляет фон для кодирования и декодирования вербальных сообщений.
Как считают специалисты, лишь 35% информации в процессе коммуникации передается с помощью языка, а 65% информации, переданной в ходе общения, мы получаем с помощью невербальных средств. Среди них выделяют собственно невербальные средства коммуникации — жесты, мимику, телодвижения, взгляды, дистанцию общения и использование пространства, манеру держать себя, одежду и запахи; и паравербальные средства — интонацию, тембр голоса, скорость речи, аргументацию.
ПРИМЕР