-мудрость в воздержании от суждений и оценок (Эпохе), молчании;
- невозможность достижения истин и руководствоваться наиболее убедительным;
- жить в непосредственной данности принимая кажущийся нам мир за единственно достоверный;
- философы объясняют мир а все и сами философы поступают как все, руководствуясь здравым смыслом, общественным мнением, обычаем и традицией.
-Цель философии в достижении счастья - независимость, невозмутимость, спокойствие, воздержание от суждений, внутренний покой
-рассматривали фил-ов др-х напр-й как догматиков (не сомневающихся, некритичных)
1.Пиррон( 341-270) из Элиды в 4 в до н.э
-Участвовал в походах А. Македонского. Не писал, Беседы. Влияние индийских аскетов и Демокрита. Знаем о нем по работам ученика Тимона.
- Отрицал возможность познания мира и считал, что мудрость находится в руках богов Поэтому он не интересовался объяснением явлений природы.
-Человек, по П., должен стремиться к независимости от внеш. мира. Не зная ничего достоверно, люди должны воздерживаться от каких бы то ни было суждений и следовать во всём сложившимся традициям и обычаям (Диоген Лаэртий IX 61).
2. Аркесилай (Άρκεσίλαος) (ок. 315 до н.э ., Питана в Этолии,— ок. 240, Афины), др.-греч. философ. Глава платоновской Академии после Кратета (ум. 265), основатель т. н. Средней академии. Подобно Сократу, ничего не писал. Открыл период т. н. академич. скепсиса (от σκεπτεον — «это ещё нужно исследовать!»), противопоставившего себя догматизму (от δόγμα — «принятое в качестве данного»). Цель философии — не обладание истиной, а отсутствие заблуждений, что приводит А. к принципу «воздержания от суждений» (эпохе). Осн. предмет полемич. нападок А.— теория познания стоицизма, в частности учение о возможности постичь предмет на основе чувств. восприятия. Признавая в теории невозможность доказать истинность того или иного суждения, А. на практике предлагал руководствоваться тем, что представляется наиболее убедительным (πιδανός) — тезис, впоследствии развитый Карнеадом. Гносеологич. заострённость скептицизма А. принципиально отличает его от скептицизма Пиррона с его этич. направленностью
3. Энесидем ( 1 в. д н.э.) - нельзя ничего утверждать, так как:
-одни и те же вещи вызывают у различных живых существ разные ощущения; одним они полезны, а другим вредны; --различные люди также испытывают от вещей разные ощущения;
- один и тот же предмет различные органы чувств воспринимают по-разному;
-в разных состояниях люди воспринимают вещи неодинаково, и даже то, что видят сумасшедшие, не противоречит природе;
-вещи не могут восприниматься изолированно, в сочетании с различными привходящими обстоятельствами они воспринимаются по-разному, так, камень кажется в воде легче, чем в воздухе;
- всякому утверждению можно противопоставить противоречащее ему, и ни одно из них не будет более истинным, чем другое.
4. Карнеад (Καρνεάδης) (ок. 214 - 129 до н. э.), др.-греч. философ, схоларх Новой Академии. Развил выдвинутые Аркесилаем принципы академич. скептицизма с его антидогматизмом и полемич. направленностью. Как и Аркесилай, К. ничего не писал. Представления о его взглядах можно составить благодаря Цицерону, а также Сексту Эмпирику, Плутарху и др. Гл. оппонент К. — Хрисипп; Диоген Лаэртий (IV, 62) приводит изречение К.: «Если бы не было Хрисиппа, не было бы и Карнеада». Отрицая существование критерия истины, К. критикует стоич. учение о «постигающем впечатлении» как средстве адекватно представить предмет и учит об «убедительном впечатлении», допускающем проверку, но не дающем возможности твёрдо отличить истинное впечатление от ложного. Помимо стоицизма критиковал и др. эллинистич. философские школы, критически высказывался о существовании богов, промысла и рока, предсказаний, астрологии и т.
5. Секст Эпирик (Σέξτος 6 Εμπειρικός) (2-я пол. 2 в.— нач. 3 в.), др.-греч. философ, систематизировавший идеи скептицизма, врач по профессии. Его «Пир-роновы основоположения» и трактат «Против учёных» (в него входят разделы «Против логиков», «Против физиков», «Против этиков», «Против грамматиков», «Против риторов», «Против геометров», «Против арифметиков», «Против астрологов» и «Против музыкантов»,т. е. против теории музыки) — гл. источник наших сведений об антич. скептицизме. В поисках предшественников скептицизма С. Э. обращается к учениям древних философов, начиная с Ксе-нофана, и ищет у них элементы скептич. взгляда на мир («Против учёных» VII 48—260). По С. Э., «начало и конец скепсиса лежат в надежде на невозмутимость», к-рая достигается воздержанием от суждений («Пирро-новы основоположения» I 12,8). В отличие от философов Средней и Новой Академии Аркесилая и Карнеада, к-рым С. Э. приписывает категорич. утверждение о недоступности истины, и в отличие от др. филос. школ, к-рым С. Э. приписывает претензию на обладание истиной и к-рые он характеризует как догматические.. Согласно С. Э., «ни одно из борющихся положений не стоит выше другого, как более достоверное, ибо все они равны в отношении достоверности и недостоверности» («Пирроно-вы основоположения» I 10). С. Э. систематизировал выдвигавшиеся его предшественниками т. н. скептич. тропы, т. е. аргументы в пользу воздержания от суждений. Доводя скептицизм до его логич. завершения, С. Э. не считал бесспорными также и все скептич. аргументы против возможности знания («Пирроновы основоположения» I 206).
Эпикуреизм
4.2.1.ЭПИКУР (341—270 до н. э.)
- др.-греч. философ-материалист, афинянин по происхождению.
- Основал в Афинах в 306 до н. э. филос. школу, получившую название «Сад Эпикура.»
-Из обширного наследия Э. до нас дошли только «Письмо к Геродоту» и «Письмо к Пифоклу» (о природе), «Письмо к Менекею» (этич.),«Главные мысли» (осн. идеи Э. в афористич. Форме).
Выделял три части своей фил.:
- «канонику», т. е. теорию познания,
-«физику» — учение о природе,
-«этику»
Цель философии практическая − обеспечение безмятежности духа, свободы от страха перед смертью и явлениями природы
Физика, онтология, антропологи
- Воспринял атомистич. учение Демокрита (последователь материализма и атомизма Демокрита)
-Во Вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Тела воспринимаются непосредственно чувствами, а существование пустого пространства между телами следует из того, что иначе было бы невозможно движение
-Все тела представляют собой соединения неделимых плотных частиц — атомов, различающихся по величине, весу и форме; атомы вечно движутся в пустоте с одинаковой скоростью.
− Принимавшееся Демокритом положение о безраздельное господство необходимости в мире атомов не принимается Эпикуром. Будучи последовательно распространено на атомы души, сделает невозможным допущение свободы воли человека
− Выдвинул положение о случайных отклонениях атомов от закономерных траекторий, от прямолинейного движения, в результате чего становятся возможными и столкновения атомов и образование миров. Это исключало предопределенность (рок, чел-й жизни свыше и утверждало свободу воли и возможность определения человеком своей судьбы, освобождало о обреченности.
− Его натурфилософия – основа этики
− Признавал существование бесконечного числа миров в безграничном пространстве, миров, состоящих из бесконечного числа не возникающих и не исчезающих атомов («К Геродоту» 42—43, 45).
– Душа также состоит из атомов — особо тонких и рассеянных по всему телу — и похожа на ветер .-- Любые возникшие тела со временем разлагаются, в т. ч. и тело человека, а вместе с ним и его душа
− Признавал существование богов, которые обитают в пространствах между мирами и наслаждаются блаженством, они не вмешиваются в ход явлений природы и в дела людей, т. к. это нарушило бы их безмятежное существование.
Гносеология
−Не придавал знанию самостоят. ценности. Цель философии практическая.
- Источником наших знаний, являются чувств. восприятия, согласие с ними и с основанными на них общими представлениями — критерий истинности знания. Сенсуализм.
- Все заблуждения возникают лишь вследствие ошибок нашей мысли
Этика (некоторые считали - гедонизм?).
- Цель философии практическая- обеспечение безмятежности духа, свободы от страха перед смертью и явлениями природы, свобода от печали.
- 4 страха – невозможность достижения счастья; боязнь страданий богов и смерти.
-философия должна указать путь к счастью.
-Счастье не в богатстве, не в положении, а в умеренности чувств и расположении духа (отсутствии страхов и страданий);
-Лечить страхи тетрафармаконом (четверным лекарством)