Наименование учебной дисциплины | Основы маркетинга |
Тема учебного занятия № 3 | Маркетинговая информационная система |
Тип учебного занятия | Комбинированный урок |
Форма (вид) учебного занятия | Лекция-беседа |
Цель обучения: | Организовать деятельность учащихся по усвоению предметного содержания темы |
Цель воспитания: | Пробуждение и развитие познавательных интересов учащихся |
Цель развития: | Запустить механизм развития маркетингового мышления |
Материально-техническое обеспечение | Мультимедиа |
Методическое обеспечение | Журнал, календарно-тематический план,план учебного занятия;конспект лекции |
Внутрипредметные связи | Экономическая теория, Организация и технология торговли, Основы предпринимательской деятельности |
Ход занятия
1.Организационный момент:
- приветствие учащихся, установление отсутствующих – 5 мин.
2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе:
- сообщение темы, обучающей цели и порядка работы – 5 мин.
- фронтальная беседа по мотивации и актуализации опорных знаний с использованием системы вопросов – 15 мин.
|
|
3. Формирование (усвоение) новых знаний и способов деятельности и первичная проверка понимания:
- объяснение с демонстрацией учебной презентации – 10 мин.
- беседа с постановкой проблемных вопросов – 10 мин.
- объяснение с элементами беседы – 10 мин.
- коррекция ответов учащихся – 10 мин.
4. Закрепление новых знаний:
- выводы по основным вопросам темы – _5 мин.
- фронтальная беседа по закреплению новых знаний с использованием системы вопросов – _ 5 мин.
5. Практическое применение знаний, умений и навыков:
- самостоятельная работа учащихся – 5 мин.
6. Сообщение домашнего задания:
- объяснение цели, содержания домашнего задания, необходимые рекомендации по его выполнению – 5 мин.
7. Подведение итогов занятия, рефлексия:
- обобщение результатов деятельности – 2,5 мин.
- подведение итогов, выставление комментированных отметок – 2,5 мин.
Лекционный материал
Основой маркетинговой деятельности предприятия является процесс непрерывного сбора, анализа и использования информации обо всех частях маркетинговой среды.
Опыт процветающих предприятий убеждает, что их успех объясняется наличием хорошо налаженной и непрерывно функционирующей информационной системы.
Маркетинговая информационная система – совокупность приемов, методов, мер, средств, ресурсов, с помощью которых осуществляется сбор, классификация, анализ, накопление и распространение информации с целью использования ее при принятии маркетинговых решений.
МИС включает в себя несколько подсистем:
|
|
1. Внутренней информации
2. Внешней информации
3. Поддержки маркетинговых решений
4. Маркетинговых исследований
Подсистема внутренней информации – дает возможность поиска необходимых сведений внутри самого предприятия.
Эта система должна быть направлена на полное отражение текущей деятельности предприятия и выдачу сведений, характеризующих его производственные, финансовые, сбытовые, кадровые и др. возможности.
Источники внутренней информации:
· Статистическая и бухгалтерская отчетность
· Внутренняя статистика предприятия
· Данные договоров
· Акты ревизий и проверок
· Различные справки и отчеты
· Рекламации и претензии потребителей
· Деловая переписка
Эта информация помогает руководителю предприятия при принятии управленческих решений, а применение компьютерных программ позволяет создать внутренние отчетности, которые отражают необходимую информацию о:
- показателях текущего сбыта и прошлого;
- суммы издержек;
- объемов запасов;
- движения денег;
- выявить регионы, где показатели сбыта отстают от плановых и т.д.
Подсистема внешней информации – набор источников, методические приемы, с помощью которых можно получить информацию о событиях и ситуациях, складывающихся во внешней среде маркетинга.
Это сбор и накопление информации о:
- ситуации на различных рынках, особенно на тех, на которых работает или собирается работать предприятие;
- существующих и потенциальных конкурентах, потребителях, контактных аудиториях и др.;
- состоянии и развитии факторов макросреды.
Источники внешней информации:
1. Источники общей информации:
- книги общей экономической ориентации;
- статистические издания;
- справочники;
- интернет;
- ТV, радио;
- реклама массового характера;
- законодательные и нормативные акты;
- выставки, совещания, конференции, презентации, дни открытых дверей;
- выступления государственных, политических, общественных деятелей
2. Источники узкопрофильной информации:
- бухгалтерские и финансовые отчеты предприятий;
- отчеты, интервью руководителей, специалистов предприятий;
- книги, пособия по маркетингу;
- печатная реклама предприятий (каталоги, проспекты, брошюры)
- каналы личной коммуникации (личные контакты с потребителями, поставщиками, посредниками, обмен информацией с другими предприятиями, посещение предприятий; встреча с конкурентами, приобретение их товаров);
Чтобы повысить качество и увеличить количество внешней информации многие предприятия:
1. Обучают и поощряют своих продавцов фиксировать происходящие события и сообщать о них. Ведь они являются «глазами» и «ушами» фирмы;
2. Специально назначают людей для сбора внешней информации. Высылают к конкурентам «тайных покупателей», которые собирают информацию об товаре, ассортименте, рынках сбыта;
3. Покупают сведения у поставщиков внешней информации;
4. Создают специальные отделы по сбору и распространению информации.
Подсистема поддержки маркетинговых решений – совокупность элементов (модели, аналитические методы, вычислительная техника, программное обеспечение), которые используются предприятием для сбора и обработки внутренней и внешней информации.
Маркетинговые исследования – предполагает сбор информации по конкретному вопросу собственными силами или с помощью специальных фирм.
Чтобы исследования были эффективными они должны носить систематический, а не случайный характер.
Схема проведения маркетинговых исследований:
1. Анализ вторичной информации
2. Сбор и обработка первичной информации
3. Анализ полученных данных
4. Разработка рекомендаций
5. Использование результатов
МИС требует больших временных, финансовых затрат, творческого подхода, а большой объем информации требует применение современных компьютерных технологий.
|
|
Состояние системы информационной поддержки маркетинговой деятельности предприятий в РБ:
Источники информации:
I. Государственная система статистики РБ в цифрах (ежегодно):
1. Народное хозяйство РБ (ежегодно)
2. Статистический бюллетень (ежемесячно)
3. Доклад о состоянии народного хозяйства в РБ (ежемесячно)
Недостатки:
-предприятия не очень расположены предоставлять информацию статистическим органам;
- усредненные показатели;
- низкая оперативность предоставляемых сведений.
II. Периодические издания:
1. Национальная экономическая газета
2. Белорусская торговая газета
3. Белорусский рынок
4. Белорусская деловая газета
5. Гастроном
III. Информационные агентства:
1. Интерфакс
2. Белфакта
3. Экопресс
Они предоставляют следующую информацию:
- финансовую (курсы и котировки валют)
- процентные ставки денежных рынков, операции на фондовых, валютных, кредитных рынках
- коммерческая (о ценах на сырьевых, товарных рынках, расценки на транспортные и др. услуги.
- новости (политические, экономические, биржевые с комментариями специалистов)
- о субъектах хозяйствования (БД предприятия)
- нормативная (законодательные акты, документы)
IV. Интернет:
1. www.shopping.by
2. www.parther.by
3. www.сompass. by
V. Белорусская торговая промышленная палата осуществляет свою деятельность в целях содействия развитию экономики, создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности, расширения торговых связей РБ с др. странами.
VI. АО «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» предназначен оказывать помощь товаропроизводителям в решении задач информационного обеспечения ВЭД, увеличении объема экспорта белорусских товаров на зарубежные рынки. Сотрудники центра используют более 30 БД, более 50 справочных изданий.