Вопрос 3. Постановка цели

Цель перед ребенком ставится вначале педагогом. В воспитании детей мл. дошкольного возраста педагог обычно сталкивается с характерными для этого возраста процессуальными действиями. В отдельных случаях они могут иметь место и у детей 4-5 лет. От целенаправленных действий процессуальные отличаются тем, что могут многократно повторяться, не преследуя определенной задачи. Ребенок производит действие потому, что оно само доставляет ему удовольствие.

Целенаправленный характер действий, придающий им своеобразие предметного действия, возникает на основе подражания. Подражание с самого начала носит осмысленный характер. Подражая сложным действиям взрослых, ребенок понимает их смысл. Действия ребенка 1,5-2 лет, пытающихся самостоятельно надеть и снять одежду, обувь, есть, расчесывать волосы, что-то мыть, вытирать – примитивны, но значение их велико и заключается в том, что цель в большинстве случаев достигается выполнением этого единичного действия. Это уже не игра; действия протекают в реальном плане; а несколько позднее, в 3-4 года, - отдельные виды хозяйственно-бытового труда, самообслуживания, ручного труда.

От процессуальных действий ребенок переходит к игре с предметами, которая в ходе ее постепенно осознаются им, и к действиям, которые приводят к простой, но уже выделенной в сознании цели.

Цель, поставленная перед ребенком педагогом, должна быть рассчитана на возможность ее осуществления. Сами дети 2-3 лет часто ставят перед собой цели, осуществить которые не могут.

Для развития целенаправленности большое значение имеет формирование совместной деятельности двух-трех детей. На третьем году жизни следует большее внимание уделять игре, в процессе которой дети могли бы совместно пользоваться игрушкой, содействовать тому, чтобы они приучались согласовывать свои действия: один одевает кукол на прогулку, а другой едет на автомашине за молоком; один убирает кроватки кукол, а другой приготавливает коляски для катания кукол; вместе строят домик, мостик, вместе укладывают строительный материал в ящик после игры.

Малыши могут быть привлечены и к коллективной уборке групповой комнаты. Особенно активно дети включаются в эту работу перед праздником.

Рассматривая труд как целенаправленную деятельность, важно развивать у детей способность самостоятельно ставить цель и осуществлять ее. Опыт свидетельствует о том, что ребенок даже пятого года жизни ставит цель только в наиболее привычных условиях. В малопривычных ситуациях дети ждут, чтобы им указали, что и как надо делать.

В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и желания трудиться важное значение имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы. Мотивы трудовой деятельности следует рассматривать в развитии, по мере накопления ребенком опыта трудовой деятельности, практических умений и навыков работы. Можно выделить несколько видов мотивов.

 (Мотивы трудовой деятельности дошкольника – самостоятельно по книге Сергеева Д.В. Руководство трудовой деятельностью дошкольников. М., 1986.).

ВОПРОС 4. Планирование труда.

В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная деятельность, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудностей при достижении намеченного результата.

Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педагогом. При этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс.

Элементарное планирование могут выполнять и дети 5-7 лет. Умение планировать деятельность складывается постепенно из тех простых действий, которые необходимо выполнять в логической последовательности. На первых порах это ребенку трудно, но даже в работе с детьми младшего дошкольного возраста можно строить требования так, чтобы в режимных процессах открывались возможности для постепенного приучения их действовать организованно, уметь выделять, что надо сделать сначала, что потом, почему надо сделать в этой, а не в иной последовательности.

В некоторых наиболее распространенных трудовых процессах, организованных в средней и старшей группах, непременно должна быть определена логическая последовательность действий, представляющая для ребенка простейший план деятельности. Если деятельность ребенка не направляется, он производит много ненужных действий, выполняет работу в такой последовательности, которая не обеспечивает достижения желаемого результата. При отсутствии навыков планирования, ребенок становится на путь проб и ошибок, что приводит к бесцельной трате энергии, вызывает чувство неудовлетворенности полученным результатом.

Для того чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, надо дать ему пример. Важно упражнять ребенка в предварительном обдумывании своей деятельности. Детям предлагают вопросы: Подумай, как ты будешь делать? С чего ты начнешь? Каким инструментом сначала будешь работать? Сколько материала тебе понадобиться?

Детей следует ставить в условия необходимости предварительно обдумывать процесс деятельности. Совершенствование навыка планирования деятельности происходит в ежедневной работе (дежурства, уход за обитателями уголка природы). Важно, чтобы в этом труде дети действовали не случайно, не хаотично, а продумывали последовательность операций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: