Анатолий Дрожжин и «ВЗАИМНОСТЬ»

Во «Взаимность» я пришёл через «Днестровскую правду», которую постоянно выписывал, далеко не случайно. Издавна писал стихи, в конце концов само по себе возникло желание как-то определиться: что я пишу, насколько это серьёзно? Сначала поговорил с преподавателями литературы, с филологами, но быстро понял – люди хорошие, но помочь мне не могут… Тут как раз и попалось на глаза газетное объявление о начале работы городского лито с запоминающимся и звучным названием «Взаимность».

В редакции «Днестровки» мне повезло: практически сразу встретил руководителя лито – уже хорошо известного в Тирасполе поэта Анатолия Дрожжина. Контакт у нас установился мгновенно. Узнав, в чём дело, он почитал подготовленные мною стихи, послушал мои сбивчивые объяснения и пригласил к себе домой…

Вообще-то человеком Анатолий Дрожжин был довольно замкнутым, так что столь быстрое сближение может кому-то показаться маловероятным. Но объясняется этот удивительный факт очень просто: «виновата» наша общая малая родина – Брянщина. Даже он не мог остаться равнодушным, совершенно неожиданно встретив в Тирасполе земляка, да ещё и пишущего. Позже, правда, я убедился: нагрянуть к нему запросто так было нельзя. Он сам и предупредил меня однажды: «Если захочешь прийти, сначала позвони. Не люблю незваных гостей. Буду рад тебя увидеть, но только в то время, когда назначу…»

Первое посещение А.Дрожжина, разумеется, запомнилось. Дом я нашёл быстро – стандартная пятиэтажка многоподъездная. Ну, и растерялся – никак не мог сообразить, в какую дверь толкнуться. Спросил у мужиков во дворе – не знаете, мол, где живёт поэт Дрожжин? И мне сразу показали – вон в том подъезде на третьем этаже… Так что в округе его определённо знали, хотя близких отношений он ни с кем не водил и в домино вечерней порой в беседке не стучал.

Жил Дрожжин с сестрой, которая, кстати сказать, работала в профилактории ПХБО – как и моя мама. Женщины подружились между собой. Понятно, что говорили они обо всём, причём довольно откровенно, так что и я был немножко в курсе личных дел поэта.

Обстановка в его комнате-кабинете мне показалась довольно холостяцкой. В глаза бросилось обилие старинных деревенских вещей. На шкафу с книгами, скажем, висели настоящие лапти. Ещё были какие-то диковинные изделия народных промыслов, что-то вроде инструментов – прялки и т.п.

На столе стояла фотография сына поэта – это сразу угадывалось по ярким фамильным признакам. Заметив мой интерес он сказал, что парень уже взрослый и живёт самостоятельно. Как водится, я спросил – общаетесь, наверное, помогаете ему?.. Дрожжин ответил неожиданно для меня: «Ещё чего? Я их вырастил (у поэта ещё дочь имелась – примеч. автора), образование дал – дальше пусть сами упираются. А мне надо и для себя пожить…» Родители тогда считали святой обязанностью своей поддерживать детей до собственной смерти, так что в данном случае я впервые столкнулся с «альтернативной позицией».

Пожалуй, это был единственный раз, когда А..Дрожжин счёл необходимым коснуться обстоятельств своей личной жизни. Вообще же вторжений в эту сферу он не терпел и очень не любил, когда ему задавали лишние вопросы. Держал, так сказать, дистанцию. Как я заметил, была у него чёткая граница: сюда – можно, а дальше – не суйся…

По сложившемуся стереотипу, я ожидал увидеть у А. Дрожжина много книг – и не ошибся. Поразило меня обилие самых разных словарей. Откровенно сказать, я испытывал серьёзные проблемы с правильным употреблением слов и постановкой ударений, так что смотрел на его «богатство» не без зависти. Он без внимания это не оставил. Усмехнулся и без лишних слов подарил мне словарь Ожегова – немыслимый по тем временам дефицит!.. Впоследствии, правда, не забывал напоминать, чтобы я пользовался этим словарём в процессе своих писаний. Мои возражения, сводившиеся к тому, что классики наши довольно свободно обращались с ударением, он парировал жёстко: «Ты с кем себя сравниваешь – с А..Пушкиным, с М.Лермонтовым?.. Им многое можно было, а вот нам – нет: должны соответствовать своему статусу и языком – главным нашим оружием – пользоваться грамотно!»

Одним из самых дорогих для меня подарков стал сборник Дрожжина «Светлая полоса» с авторским автографом, подаренный там же, у него дома. Потом я ещё два сборника, написанных им в Тирасполе и изданных в Кишинёве, купил, и он мне их уже на заседании лито подписал – как и всем желающим.

Отмечу сразу ещё несколько обстоятельств. Во-первых, я никогда не видел, чтобы А.Дрожжин дома пил водку. Честно говоря, вообще не помню его пьяным. Он был заядлым кофеманом – это точно. Когда я у него бывал, мне он тоже предлагал чай или кофе – но никогда ничего горячительного.

Во-вторых, в психологическом плане он был человеком в значительной степени деревенским, хотя городской образ жизни ему тоже нисколько не претил. К примеру, в русской деревне все друг друга знают и здороваются обязательно; в городе, конечно, если начнёшь всех встречных-поперечных приветствовать, сразу психом прослывёшь! Тем не менее, во дворе дома, где жил А.Дрожжин, как я уже упоминал, его знали хорошо… Деревенское воспитание его особенно проявлялось в нелюбви к официозу и пышности – я это заметил, когда его чествовали в городе по случаю 55-летия: мне показалось, что, с одной стороны, ему это было приятно, с другой – определённо тяготило.

Третий момент – чисто творческий. Не будучи знаком с его стихами, лично я поначалу воспринимал А.Дрожжина-поэта довольно абстрактно, но быстро понял, кто передо мной, познакомившись с подаренным мне сборником. На первых порах мне хватало и того, что он – ученик А. Т.Твардовского и что тот очень высокого мнения о нём (об этом мне как-то поведал В. Масленников, и это, признаюсь, сразило меня наповал!). Сам А.Дрожжин никогда не упоминал о своих отношениях с классиком советской поэзии – думаю, потому что он вполне отдавал себе отчёт в силе своего дара.

Вообще свои заслуги он оценивал совершенно адекватно. Он был именно Мастером!.. Откровенно говоря, я до сих пор в России не вижу поэта уровня А.Дрожжина. Его беда – что он не прижился в столице, а из провинции протолкнуть его было попросту некому. Обычная трагедия неординарной личности…

 

«Периодика»

Периоди́ческое изда́ние — издание (обычно печатное), выходящее с заявленной периодичностью. Наиболее распространённые формы периодики: газета, журнал, ежегодник, календарь, сборник.
Охарактеризуем некоторые из них:
Альмана́х
разновидность серийного издания, продолжающийся сборник литературно-художественных и/или научно-популярных произведений, объединённых по какому-либо признаку (тематическому, жанровому, идейно-художественному и т. п.). В отличие от журнала, выходит обычно раз в год, не всегда с одной и той же периодичностью или вовсе представляет собой непериодический сборник, содержащий сведения из различных областей общественной деятельности, обычно с указанием литературных новинок, научных достижений, законодательных изменений и т. д., приближаясь к типу календарей-справочников.
Взаимность
       Альманах одноимённой писательской организации г. Тирасполь, которая существует с 1986 года. Этот ежегодник включает такие рубрики: «Публицистика», «Рецензии на новые книги», «Поэзия», «Победители и участники детского конкурса», «Гости «Взаимности», «Проза, «О наших авторах».
Горизонт
       Альманах писательской организации г. Бендеры. Книга, ради которой объединились приднестровские писатели. «Горизонт» — это уникальный по своему составу сборник рассказов и стихов. Первое издание вышло еще в 95-ом году. Второе – спустя 15 лет. В 2017-ом – третье. Впрочем, в каждом сборнике раскрыта вся многогранность творческих людей Приднестровья.
Исторический альманах Приднестровья
       Цель сборника – отразить богатство истории и культуры нашего края, акцентировать внимание современников на интереснейшем феномене приднестровской государственности, на событиях, фактах, процессах, людях нашей столь разнообразной, подчас глубоко трагичной, но героической истории.
Литературная Рыбница
           
Литературно-художественный альманах. Известны №№ 1, 2 за 2003 год, куда включены произведения местных литераторов. Автор-составитель Клавдия Трескова.
Литературное Приднестровье
           
Альманах СП Приднестровья. Выходит с 2000 года в режиме ежегодника. Известны №№ 1–7, составленные из произведений местных авторов, а также гостей из России, Молдовы и Украины.
Лоза  
Литературно-художественный альманах. Первый номер вышел к 215-летию Тирасполя в 2007 году под эгидой Тираспольской писательской организации СП Приднестровья. «Гостевая» рубрика «Русское поле», мемориальная рубрика «Тебе — моя душа.», проза, поэзия, публицистика, критика, «В помощь учителю», разделы об изобразительном искусстве, музыке, театре. Среди авторов, специально приславших свои произведения в «Лозу» — Юрий Бондарев, Николай Савостин, Светлана Сырнева, Вероника Шелленберг, Анастасия Ефремова и др. Главный редактор — Роман Кожухаров.
Приднестровское наследие
       «Приднестровское наследие» – плод сотрудничества представителей науки, культуры и религии. Темы, переплетаясь, составляют неповторимый облик нашего края, многие имеют непосредственное отношение к раскрытию культурного и экономического потенциала, решению социально-значимых вопросов. Важно отметить, что каждый альманах – это печатный итог конференции, каждая из которых способствует широкому освещению, актуализации означенных тем в масс-медиа, обмену мнениями, совместному поиску путей решения проблем. Автор проекта и главный редактор – кандидат культурологи Дымченко Н. В.
Поэзии прекрасная страна
       Литературный альманах в г. Тирасполь. Издан в 2015 году как итог городского детского конкурса юных авторов и чтецов. Вышел в свет благодаря усилиям и трудам библиотекарей Централизованной Библиотечной Системы и Тираспольского отделения Союза писателей России и лито “Взаимность”. Редакторы оставили тексты близкими к оригиналам. Предназначен для широкого круга ценителей детского творчества.
Светлая Среда
       Альманах членов литературного объединения «СВЕТОЧ» г. Тирасполь. Был открыт в ноябре 2009 года при социальном Центре «Прометей». Светоч – пылающий факел или свеча – символ свободы и просвещения, любви, добра и справедливости. Символ высокой поэзии. Суть светлой среды коллектива метафорично определила духовную аналогию «светлых» дней недели и послужила основанием к названию книги – «Светлая Среда».
Созвездие Лиры
       Альманах членов литобъединения «Зов души» г. Слободзея. Руководитель – Татьяна Зубкова. Первый и второй выпуски (в 2010 и 2012 году) подготовил к печати Анатолий Дёмин. Поэты и писатели Слободзейского края различны по возрасту, характеру, выбору темы, умению увидеть предмет, явление по-своему. В сборнике встречаются произведения Татьяны Зубковой, Ларисы Ладыки, Натальи Сож.
Газе́та — печатное периодическое издание, выходящее под постоянным названием и не реже одного раза в месяц. Прообразом газеты считают древние рукописные сводки новостей.
Газета «Днестровская правда»
       Общественно-политическая русскоязычная газета тираспольского городского совета народных депутатов (Приднестровье). Выходит три раза в неделю (вторник, четверг и суббота). Газета основана в 1941 году и является старейшим периодическим изданием региона. Газета освещает различные стороны жизни Тирасполя, повседневные события, политические и экономические проблемы Приднестровья и других стран. Публикует письма читателей и др. Помимо этого газета занимается издательской деятельностью. Девизом газеты является фраза: «Права человека превыше всего».
Газета «Приднестровье»
       22 июля 1994 года Президент Приднестровской Молдавской Республики Игорь Николаевич Смирнов и Председатель Верховного Совета Григорий Степанович Маракуца подписали учредительный договор о создании республиканской газеты “Приднестровье”. Её первый номер вышел 1 сентября 1994 года. Газета была призвана стать печатной летописью Приднестровья. В 1999 году, в честь пятилетия со дня образования, газета была награждена Грамотой Президента ПМР.1 сентября 2004 года ежедневная республиканская газета «Приднестровье» отметила свой первый значительный юбилей – 10-летие со дня рождения. За заслуги перед республикой удостоена Ордена Почета. Главный редактор –Карасёв Александр Борисович.

Журналпечатное периодическое издание. Как и газета, журнал является одним из основных средств массовой информации и пропаганды, оказывает влияние на общественное мнение, формируя его в соответствии с интересами определённых идеологических групп, общественных классов, политических партий, организаций. Классифицируются по периодичности — не бывает ежедневных журналов, только еженедельные и ежемесячные, а также выходящие раз в два месяца или реже.
Днестр       Литературно-публицистический журнал СП Приднестровья. Выходит с 2004 года. Печатаются стихи, проза, очерки местных авторов, публицистика.
Жизнь замечательного лицея Журнал, издаётся с 2014 года. Интересны №1-5. Это издание освещает страницы жизни городского Тираспольского теоретического лицея № 2; авторами материала являются как лицеисты, так и учителя. Стоит обратить внимание на рубрику «Звёзды страны и мира». Постоянные рубрики: «Традиции и современность», «Люди и время», «Наши традиции», «Умники и умницы», «Гости нашего журнала – звёзды страны и мира», «Под крылышком Пегаса», «Советы психолога». Популярны в читательской среде стихи и рассказы юных авторов, а также рубрика «Советы психолога».
Звенящие россыпи
       Детский литературно-художественный журнал г. Тирасполь. Издавался в 2000-2010 годах. Это результат творческих поисков (стихи, рассказы, исследовательские работы) учащихся гимназии « Талант ». Рубрики: «Души высокое стремление. Первые рифмы», «Слово о тех, кто рядом», «Душе – спасение, уму – просвещение», «Размышления о главном», «Как прекрасен этот мир», «Что за прелесть эти сказки».
Млечный путь        «Журнал приключений и фантастики». В Бендерах в 2002 году вышел один номер. Главный редактор — Юрий Самусь.
Тирасполь-Москва
           
Литературно-публицистический журнал. Выходит с 2006 года в Тирасполе как издание Тираспольского отделения СП России по благословению епископа Тираспольского и Дубоссарского Юстиниана. Известны №№ 1–2 (2007). Программная задача — «создание духовного моста между народами Приднестровской Молдавской Республики и народом России для должного восприятия литературно-культурной традиции Приднестровья». Рубрики: Славянский мир; Славянская беседа; Очерк, проза, поэзия; История литературы ПМР; Страничка читателя; Юмор.

Сборник — собрание на одном носителе информации (книга) нескольких произведений. В литературе встречаются названия Сборник статей, Сборник выступлений и так далее.

Вдохновение
       Литературный сборник поэзии и прозы, издается в Германии на русском и немецком языках. Данный сборник может иметь диск с песнями авторов или с избранными стихотворениями, которые читают профессиональные артисты. На страницах публикуются произведения авторов из многих стран: России, Израиля, Казахстана, Приднестровья, Узбекистана, Украины, Туркменистана, Германии, Америки. Авторы пишут о первой любви, о детстве и юности, о природе, погоде и настроении.
Приднестровье, XX век
           
Сборник, составленный Романом Кожухаровым и изданный в Тирасполе в 2005 году. Разделы «Литература», «Искусство», справочные материалы о писателях дают достаточно полное представление о более чем 80-летней истории Приднестровской писательской организации, начиная с 1 мая 1924 года, когда в Одессе было создано лит. объединение «Рэсэритул» («Восход») — ядро будущего СП Молдавской автономной республики, учрежденного в Тирасполе в 1928 году.
Покровские чтения
Издание тираспольско-дубоссарской епархии. В сборник входят доклады ежегодной научно-просветительской конференции «Покровские чтения». Книга рассчитана на научных работников, преподавателей, студентов гуманитарных вузов, учащихся средних и специальных учебных заведений.С 2018 года в ПМР издается альманах «В круге чтения», целью которого объединение творческих усилий ученых и литераторов республики.

«Взаимность»: вчера, сегодня, завтра

Перед нами не просто книга, но своеобразный культурный срез, обнажающий литературную жизнь Приднестровья во всем ее многообразии. Альманах, включающий в себя творчество уже известных, признанных писателей и поэтов, а также пробы пера совсем юных авторов, отражает творческую эволюцию литературного объединения «Взаимность». Отсюда и название «Взаимность. 30 лет». В сборнике подведен некий итог очередного этапа жизни ЛИТО «Взаимность». Творческие устремления литобъединения, его прошлое, настоящее и будущее – здесь все. Члены ЛИТО не забывают тех, кто стоял у его истоков, тех, чьи имена всегда будут в наших сердцах, чье творчество до сих пор находит отклик читателей. Именно поэтому открывается сборник «Словом главного редактора» Сергея Ратмирова, в котором автор вспоминает ушедших из жизни писателей. Это Анатолий Дрожжин, Людмила Леонидовна Кудрявцева, Юрий Баранов, Иван Федоров, отец Владимир Скоробагатый. Их творчество живет на страницах книг, и читатель может познакомится с ним, листая альманах.

       Сергей Ратмиров, Игорь Ростиславович Ильин, Людмила Кабанюк, Вячеслав Ющенко, Надежда Бондаренко, Галина Сивакова и многие другие - имена тех, чьим творчеством живет «Взаимность» сегодняшняя. Это состоявшиеся творцы слова, со своей литературной судьбой.

       В сборник вошли и стихотворения совсем юных авторов – победителей детского конкурса. Это говорит о том, что у литературной жизни в нашей стране, и в частности у ЛИТО «Взаимность» есть будущее. Остается пожелать «Взаимности» вдохновения и творческого роста.

 








































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: