Начальник органа дознания

 

Действующий уголовно-процессуальный закон, как и УПК РСФСР, правовой статус начальника органа дознания изначально системно не определял в специальной статье[17]. Вместе с тем закон достаточно четко определял с момента его принятия, кого следует признавать начальником органа дознания, и какими основными полномочиями он обладает. Так, согласно п. 17 ст. 5 УПК начальник органа дознания – должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Законодательное определение начальника органа дознания не оставляет сомнений, что он является самостоятельным уголовно-процессуальным субъектом, наделенным соответствующими полномочиями, в том числе и властными. Об этом свидетельствуют многие положения закона, ему адресованные. В частности, наибольший объем процессуальных полномочий начальника органа дознания связан с организацией и контролем деятельности дознавателя.

Так, согласно ч. 3 ст. 144 УПК начальник органа дознания по ходатайству дознавателя продлевает до 10 суток первоначальный 3-суточный срок, установленный для принятия решения по поступившему в орган дознания сообщению о преступлении.

Полномочия органа дознания по производству дознание по уголовным делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия необязательно (гл. 32 УПК), возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем (ч. 1 ст. 41 УПК).

В соответствии с ч. 4 ст. 225 УПК обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником органа дознания. При этом надо полагать, что принятие этого решения начальником органа дознания основано на надлежащей проверке им всех материалов уголовного дела, и установлении их соответствия сделанным дознавателем выводам в обвинительном акте.

Отдельные полномочия начальника органа дознания закон закрепляет в п. 7 ст. 5, ч. 4 ст. 40.1, п. 1 ч. 3 и ч. 4 ст. 41, ч. 2 ст. 147, ч.ч. 6 и 7 ст. 148, ч. 1 ст. 158.1, ч. 3 ст. 306, ст. 319, ч. 6 ст. 321, ч. 5 ст. 427, ч. 1 ст. 446 УПК.

Начальник органа дознания косвенно обладает соответствующими полномочиями и тогда, когда закон предоставляет права органу дознания и (или) дознавателю или возлагает на них обязанности по производству тех или иных процессуальных действий или принятию решений. В подобных случаях, когда органом дознания является должностное лицо (например, командир воинской части, начальник исправительного учреждения и т.д.), полномочия органа дознания и начальника органа дознания совпадают. Совершенно по-иному обстоят дела, когда органом дознания является учреждение, например, органы внутренних дел, поскольку начальник органа дознания не персонифицирован. Вместе с тем с учетом содержания понятия «начальник органа дознания», приведенного в п. 17 ст. 5 УПК, можно сделать следующий вывод: в случаях, когда закон адресует полномочия органу дознания и (или) дознавателю, в органах дознания – учреждениях этими полномочиями обладает и его руководитель, то есть начальник органа дознания, а в отдельных случаях – только он. Поэтому есть все основания утверждать, что начальник органа дознания вправе возбудить уголовное дело, лично производить дознание и другие процессуальные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Эти и другие его полномочия нуждаются в соответствующей регламентации в законе подобно полномочиям руководителя следственного органа.

Данный вывод подтверждается некоторыми положениями закона. Так, согласно ч. 1 ст. 146 УПК наряду с другими субъектами, уполномоченными возбудить уголовное дело, значится и орган дознания. Тогда как в соответствии с ч. 1 ст. 157 УПК при обнаружении признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, возбуждает уголовное дело только орган дознания в порядке, предусмотренном законом. Если в подобной ситуации решение о возбуждении уголовного дела принимается должностным лицом органов внутренних дел (например, оперативным уполномоченным уголовного розыска, участковым уполномоченным полиции), обладающего полномочиями дознавателя, то его постановление подлежит утверждению начальником органа дознания, поскольку без этого оно не будет иметь юридической силы. Об этом свидетельствуют нормы УПК и правоприменительная практика Верховного Суда РФ.

В настоящее время Федеральным законом от 30.12.2015 г. № 440-ФЗ процессуальные полномочия начальника органа дознания регламентированы ст. 40.2 УПК, которые конкретизируются в других его положениях. Согласно указанной статье УПК РФ начальник органа дознания, в частности, уполномочен:

1) поручать проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном УПК РФ, а также производство дознания и неотложных следственных действий по уголовному делу, лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в их проверке;

2) продлевать в порядке, установленном УПК РФ, срок проверки сообщения о преступлении;

3) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве органа дознания, дознавателя;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий;

5) рассматривать материалы уголовного дела и письменные возражения дознавателя на указания начальника подразделения дознания и принимать по ним решение и т.д.

Одновременно начальник органа дознания по отношению к дознавателям, уполномоченным им осуществлять предварительное расследование в форме дознания, обладает полномочиями начальника подразделения дознания, предусмотренными ст. 40.1 УПК (ч. 2 ст. 40.2 УПК).

В органах внутренних дел Российской Федерации полномочия начальника органа дознания осуществляют также заместители начальника полиции (ч. 3 ст. 40.2 УПК)[18].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: