Балетмейстер – репетитор

Не каждый балетмейстер-сочинитель и балетмейстер-постановщик может отрепетировать сочиненный и поставлен­ный номер, этим видом деятельности занимается балетмейстер-репетитор.

Его работа не механическая, а тоже творческая. В создании хоре­ографического номера много времени отводится его отработке. От того, как будет отрепетирован номер, будет зависеть, смогут ли исполнители донести до зрителя замысел балетмейстера-сочинителя. Балетмейстер-репетитор должен присутствовать на поста­новочных репетициях. Если произведение создается заново, то он при­сутствует при работе балетмейстера-сочинителя и балетмейстера-постановщика, балетмейстер-репетитор должен выучить весь хореографический текст подетально, изучить стиль и характер движений, чтобы наибо­лее качественно отработать и продемонстрировать каждое движение.

Нередко балетмейстер-репетитор помогает балетмейстеру-постановщику в выборе исполнителей, т.к. он наиболее тесно связан с исполнителями и может порекомендовать нужного артиста для яркого раскрытия образа и характера.

Балетмейстер-репетитор обязан выявить почерк автора произведения, его индивидуаль­ную манеру. Работая над созданием образов, исполнительским мастер­ством артистов балетмейстеру-репетитору необходимо принимать во внимание индивидуальные качества исполнителей, уметь выявить лучшие стороны их талантов.

Балетмейстер-репетитор является и педагогом. Он должен уметь распределить силы исполнителей на репетиции, распланировать физическую нагрузку в про­цессе работы так, чтобы у актеров не было перенапряжения мышц во избежание травм. Для этого, технически сложные эпизоды необходимо чередовать с легкими, или работу одной группы исполнителей менять с работой другой группы.

Если номер технически сложный, то не следует стараться "прогонять" его с начала до конца. Необходимо отработать сначала отдельные части номера, затем постепенно объединять, увеличивать объем исполнения и только потом репетировать весь номер от начала и до конца на одном дыхании, с тем, чтобы актеры овладели не только техникой танца, но и выразительно, без напряжения смогли бы станцевать весь номер. Обязательно нужно учитывать, чтобы на репетиции были заняты все вызванные исполнители.

На первом этапе целесообразно проводить отдельные репетиции для солистов и для массовки, и только тогда, когда отдельные пар­тии будут отработаны, объединить их вместе в единое целое.

Иногда бывает нецелесообразно отрабатывать движения в том рисунке, в каком их сочинил автор. Тогда исполнителей ставят в ли­нию или по диагонали, так, чтобы репетитор видел каждого, а они видели себя в зеркало и ориентировались друг на друга. После того как будут выучены движения, начинается отработка в заданном рисунке. Балетмейстер-репетитор должен создавать творческого атмосферу, чтобы, несмотря на большую затрату физических сил, труд артиста был радостным, чтобы он видел цель, к которой нужно прийти в результате репетиции и ко­нечную цель всей работы. Целесообразно в конце репетиции сделать анализ работы, подвести итог, похвалить или сделать замечание. Таким образом, балетмейстер-репетитор пользуется всеми педагогическими приемами, делая по ходу и в конце репетиции общие и индивидуальные замечания. Исполнители должны уходить с репетиции удовлетворенные тем, что удалось сде­лать.

Репетиция должна планироваться так, чтобы обеспечить максимальную продуктивность работы. Если репетируется новое сочинение, то балетмейстер-репетитор должен приглашать время от времени балетмейстера-сочинителя для просмотра сделанного. Это позволит избежать искажения авторского замысла. Балетмейстер-репетитор может внести предложения или дополнения, направленные на улучшение танцевального номера, они могут быть приняты и внесены только с согласия автора. Без такого согласия балетмейстер-репетитор не имеет права изменять что-либо в сочинен­ном номере.

В работе с исполнителями должны учитываться и психологические аспекты, отношения с артистами должны быть искренними, дружескими, теплыми, но не панибратскими. Нужно стараться найти в отношении с актерами «золотую» середину, это поможет наиболее продуктивно строить работу. Балетмейстер-репетитор должен хорошо знать танцевальный коллектив, только при глубоком знании характеров, склонностей, возможностей каждого исполнителя можно добиться наилучших результатов в работе.

Необходимо видеть, кого можно и нужно поощрить по ходу репетиции, кому сделать замечание после нее, кого заставить повторить движение несколько раз. Репетитор должен быть человеком эмоциональным, уметь зажечь исполнителей идеей номера, темпераментом исполнения движений. Темп и характер репетиций во многом зависит от его мастерства, в каждую репетицию он должен вносить творческое начало и добиваться того же от всех исполнителей, он ближайший помощник балетмейстера-сочинителя, и от него во многом зависит (на 50%) успех произведения.

Таким образом, основная работа балетмейстера – репетитора заключается в отработке хореографического произведения, выразительности исполнения движений. Он должен обладать такими способностями и качествами как: организатор, психолог, хорошая музыкальная, зрительная и мышечная память, артистизм, выносливость, работоспособность, коммуникативность, педагогический такт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: