РАЗДЕЛ 2.
Музыкальный авангард в западной культуре второй половины ХХ – первых десятилетий ХХ1 века
Тема 5. ЛЕКЦИЯ (2 ч.)
Музыкальная культура Германии.
Творчество П. Хиндемита, К. Штокхаузена.
План.
1. Пути развития музыкального искусства Германии 30-60,70 гг. ХХ столетия: традиции и новаторские поиски.
2. Пауль Хиндемит - классик и новатор современного музыкального искусства
3. К. Штокхаузена - Лидер и смелый новатор музыкального авангарда второй половины ХХ века.
4. Влияние музыкального искусства Германии на европейскую музыку ХХ – начала ХХ1 века.
Основные понятия, категории и имена:
Авангард второй волны, П.Хиндемит, К.Штокхаузен,
Список музыкальных произведений:
П.Хиндемит
· Симфония «Художник Матис»;
· Фортепианный цикл -«Ludus Tonalis»
· К.Штокхаузен
· Karlheinz Stockhausen: Stimmung (1968)
· Karlheinz Stockhausen - Oktophonie - 1990-91
Пауль Хиндемит - классик и новатор современного музыкального искусства
Па́уль Хи́ндемит (нем. Paul Hindemith; 16 ноября 1895, Ханау — 28 декабря 1963, Франкфурт-на-Майне немецкий композитор, альтист, скрипач, дирижёр, педагог и музыкальный теоретик.
|
|
Изучению творческого наследия П. Хиндемита посвящено немало научных трудов. И здесь преобладающее значение принадлежит зарубежным исследователям - Х. Мерцману, И.Кемпу, Е. Прейснеру Л. Носсу, С. Люттманну К. Вернеру, А. Брайнеру, В. Левицки, Л. Фицнеру и др. (Mersmann Н. Kemp I., Luttmann S., Noss L. Preussner E. Werner К. Н Briner A. Lewinski W. E. Finscher L.) В отечественном музыкознании, начиная с первых публикаций Б.Асафьева, Соллертинского накопилось большое количество исследований по творчеству композитора. Число их значительно возросло в 60-е, особенно 70-е годы ХХ столетия, в связи с наступлением временного «потепления» в культурной политике СССР, что позволило внести существенные коррективы в возможность исполнения и исследования западно-европейского авангарда, в том числе и в музыке. В это время впервые первые переводятся и издаются работы П. Хиндемита по теории музыки, композиции. Научные работы В. Задерацкого, Л. Бергера, Т. Левой, О. Леонтьевой, Н. Шахназаровой, Ю. Холопова. Шнитке, значительно обогащают представления о творчестве П. Хиндемита, его музыкальном мышлении, технике композиторского письма и стиле. Многие из названных исследователей, раскрывая свое видение и концепцию творчества П. Хиндемита опираются на широкий спектр методологий анализа архивной работы, философско-эстетических и морфологических подходов, музыкально-теоретического и исторического анализа, наколенный в отечественном музыкознании. И определивший дальнейший путь исследований не только творчества П. Хиндемта, но и современного музыкального искусства в целом.
|
|
Тем не менее, в настоящее время сохраняется значительный разрыв между достижениями отечественных и западно-европейских ученых в данной области. До сих пор в нашей стране не издано богатейшее эпистолярное наследие композитора, не переведен его интереснейший труд «Мир композитора». Тем важнее работа зарубежных архивных фондов (Венский архив, фонд Хиндемит-Института во Франкфурте-на-Майне -Hindemith Institut Frankfurt), благодаря которым за прошедшие пять лет были обнаружены и впервые изданы ряд произведений композитора, среди которых: Септет для авторская рукопись с автографом Концертштюка для двух альт-саксофонов (1933), в свое время подаренная композитором известному саксофонисту Сигурду Рашеру
Хиндемит родился в городе Ханау в семье ремесленника и с девяти лет получал уроки игры на скрипке. В 1913 году окончил Франкфуртскую консерваторию Хоха по классам скрипки А. Ребнера и композиции Б. Зеклеса (до 1912 обучался у А. Мендельсона).
Хиндемит достиг больших успехов как скрипач, и в 1915 году ему было предложено место концертмейстера в оркестре Франкфуртской оперы, где он и играл до 1923 года. Одновременно с 1915 года он играл вторую скрипку в струнном квартете своего наставника Адольфа Ребнера, а в 1919 году по собственному решению перешёл в составе этого же коллектива на альт. В 1921 году, недовольный более консервативными вкусами Ребнера, вместе с виолончелистом Маурицем Франком перешёл в новосозданный квартет Ликко Амара; этот коллектив много гастролировал по Европе (в том числе, в 1927 в СССР) и просуществовал до 1929 года.
В 1922 году несколько сочинений Хиндемита впервые были исполнены на Всемирных днях музыки в Зальцбурге и привлекли внимание общественности. На следующий год он приступил к обязанностям организатора Фестиваля современной музыки в Донауэшинген, где он продвигал сочинения ведущих авангардных композиторов эпохи начиная с Арнольда Шёнберга и Антона Веберна, а альтовый репертуар (в частности, сонату Артюра Онеггера) исполнял сам.
В 1927 году Хиндемита пригласили преподавать композицию в Берлинской Высшей школе музыки. В 1930-е годы Хиндемит посетил Ка-ир и Анкару, неоднократно бывал с гастролями в США, где имел большой успех как альтист.
Отношения Хиндемита с нацистским режимом были сложными. Его музыка вызывала противоречивые чувства: нацистская критика относила её к «культурбольшевизму» и «дегенеративному искусству» (в основном это относилось к ранним сочинениям композитора, таким как опера «Святая Сусанна»), а 6 декабря 1934 года министр пропаганды Йозеф Геббельс в своей речи публично назвал Хиндемита «атональным шумовиком» (нем. atonaler Geräuschemacher). Другие придерживались мнения, что образ Хиндемита как нового современного композитора (к тому времени уже перешедшего к более традиционным методам сочинения) может продвигать Германию в глазах мировой общественности. Эта позиция заявлена в письме Вильгельма Фуртвенглера в защиту Хиндемита, опубликованном в 1934 году. Дискуссия вокруг статуса Хиндемита продолжалась в течение нескольких лет, и в конце концов он в 1938 году переехал в Швейцарию.
В 1935 году во время визита Хиндемита в Анкару Мустафа Кемаль Ататюрк обратился к нему с просьбой предложить план реорганизации системы музыкального образования в Турции и подготовить материал для «Универсальной образовательной программы турецкой полифонической музыки» для всех музыкальных заведений. Хиндемит успешно справился с этой задачей. Существует мнение, что этот проект поддерживался нацистским режимом для внедрения немецких взглядов на музыку (сам Хиндемит говорил, что чувствует себя послом немецкой культуры). Хиндемит решил не оставаться в Турции на длительное время, как это сделали многие другие эмигранты. Тем не менее, он оказал огромное влияние на развитие музыкальной жизни в этой стране. Во многом именно благодаря его усилиям в Анкаре была открыта консерватория. До сих пор турецкие музыканты помнят и уважают Хиндемита .
|
|
В 1940 году Хиндемит перебрался в США. К этому же периоду относится начало разработки его собственного музыкального языка и педагогической системы. По мнению музыкальных критиков (в частности, Эрнеста Ансерме), сочинения Хиндемита этого времени находятся под явным влиянием его собственной теории. Педагогическую деятельность в США Хиндемит вёл в Йельском университете, а также в Гарварде (на основе курса своих лекций он впоследствии создал книгу «Мир композитора»).
После окончания Второй мировой войны обсуждалась идея приглашения Хиндемита на пост директора Гамбургской высшей школы музыки. В 1946 году Хиндемит получил гражданство США, однако в 1953 году вернулся в Европу и поселился в Цюрихе, где преподавал в университете. В это время он делает многочисленные записи в качестве дирижёра, в основном своих собственных сочинений.
Хиндемит умер в 1963 году во Франкфурте-на-Майне от остро-го панкреатита.