Методические рекомендации при подготовке к практическим занятиям

  Практическое занятие № 1 Тема 1. Понятие юридической науки и методологии права   Для подготовки к практическому занятию см. список основных и дополнительных источников и литературы. Вопросы для обсуждения 1. Понятие и функции юридической науки. 2. Система юридических наук. 3. Юридические теории.   Вопросы для самоподготовки 1. Юридические научные школы. 2. Юридическая доктрина. 3. Объект и предмет юридической науки.    
Практическое занятие № 2 Тема 2. История юридической науки Для подготовки к практическому занятию см. список основных и дополнительных источников и литературы.   Вопросы для обсуждения 1. Формирование и основные этапы эволюции юридической науки. 2. Юридическая наука в античном мире. 3. Средневековая юриспруденция. 4. Юриспруденция Нового времени.   Вопросы для самоподготовки 1. Современное состояние зарубежной юридической науки. 2. Основные правовые школы современности. 3. Современное состояние отечественной юридической науки.   Занятие в интерактивной форме i В рамках данной темы проводится семинар-презентация «Становление и развитие юридической науки». Участники заранее разбиваются на подгруппы и готовят доклады-презентации, по темам, например, юридическая наука в Древней Греции, средневековая юриспруденция, средневековая юриспруденция и религиозная идеология, юриспруденция Нового Времени, основные правовые школы современности (юридический позитивизм, аналитическая юриспруденция, социологический позитивизм, школа возрожденного естественного права, психологическая школа права) и т.д.  Преподаватель заранее согласовывает темы с членами подгруппы и координирует основные направления работы по подготовке презентаций.  Одна из подгрупп является экспертами, их задача оценить презентации и работу подгрупп. С преподавателем данная группа заранее проговаривает критерии оценки и готовят вопросы каждой из подгрупп. В ходе презентации докладов должны быть продемонстрированы: умения и способности логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; способности использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук. Целью занятия, таким образом, является - углубленное изучение студентами исторических и методологических проблем юридической науки, приобретение навыков анализа данной проблематики и определение путей ее разрешения, а также формирование у студентов целостного представления о процессах и основных тенденциях развития теоретических представлений о праве и государстве; умений выделять особенности в развитии политико-правовой мысли в различные периоды истории; Подобная форма занятия способствует формированию исследовательских навыков, развитию коммуникативной культуры, навыков публичного выступления, а также формированию общекультурных и профессиональных компетенций студентов.    
Практическое занятие 3 Тема 3. Общая характеристика научного знания. Методы научного познания   Для подготовки к практическому занятию см. список основных и дополнительных источников и литературы. Вопросы для обсуждения 1. Современные концепции развития науки. 2. Понятие науки и критерии научного знания. 3. Понятие и сущность научной рациональности. 4. Социокультурная обусловленность науки. 5. Основные этапы развития юридической науки. Вопросы для самоподготовки 1. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. 2. Внутринаучные и социокультурные факторы в развитии научного знания. 3. Традиции и новации в науке. 4. Роль истории науки в оценке методологических стратегий и программ. 5. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук  
Практическое занятие 4 Тема 4. Типы научной рациональности   Для подготовки к практическому занятию см. список основных и дополнительных источников и литературы. Вопросы для обсуждения 1. Понятие научной рациональности: традиции, новации, эволюция, революция в науке. 2. Критерии классической научной рациональности: 3. Критерии неклассической научной рациональности: историческая школа права. 4. Проблема постнеклассической научной рациональности.   Вопросы для самоподготовки 1. Проблема аподиктичного знания. 2. Доклассическая научная рациональность. 3. Общая характеристика позитивизма  
Практическое занятие 5 Тема 5. Современные представления о научном познании  Для подготовки к практическому занятию см. список основных и дополнительных источников и литературы. Вопросы для обсуждения 1. Структура научного знания. 2. Философия науки: предмет, метод, функции. 3. Проблемы взаимодействия науки и общества. 4. Наука как социальный институт. 5. Философско-правовые аспекты научной деятельности.   Вопросы для самоподготовки 1. Функции государства в управлении развитием науки. 2. Политика и современная научная картина мира. 3. Взаимоотношение науки и религии в современной культуре. 4. Общество знания: понятие и смысл. 5. Научные исследования как условие предотвращения социальных кризисов. 6. Компьютеризация науки и ее социальные последствия. 7. Роль науки в современном образовании и формировании личности. 8. Наука, человек, повседневность.  
Практическое занятие 6 Тема 6. Формирование юридических типов научного познания   Для подготовки к практическому занятию см. список основных и дополнительных источников и литературы. Вопросы для обсуждения 1. Эпистемологические основания правового мышления. 2. Правопонимание в структуре правового мышления. 3. Образ юридического познания и типы правопонимания. 4. Общая характеристика основных концепций правопонимания. 5. Эпистемологические проблемы юридического позитивизма.   Вопросы для самоподготовки 1. Юридическая наука как вид рациональности. 2. Рациональность права: юридический и метаюридический уровень. 3. Классический рационализм и истоки социальной инженерии, юридического позитивизма и естественноправовой доктрины. 4. Естественноправовая доктрина между рационально-бюрократической инженерией и индивидуальной свободой. 5. Позитивистско-сциентистская рациональность в теории права. 6. Коммуникативная рациональность: релятивистская и европоцентристская модели. 7. Идеи социального государства и кризис либерально-индивидуалистического правопонимания. 8. Этатистский и социологический позитивизм в правоведении.  
Практическое заниятие 7 Тема 7. Юридическое познание как деятельность, стили и образы юридического познания   Для подготовки к практическому занятию см. список основных и дополнительных источников и литературы.  Вопросы для обсуждения 1. Деятельность как содержание коммуникации. 2. Научная коммуникация как диалог. 3. Стиль юридического познания как элемент правовой культуры. 4. Образ юридического познания и типы правопонимания.
Практическое заниятие 8 Тема 8. Понятие и принципы методологии юридической науки   Для подготовки к практическому занятию см. список основных и дополнительных источников и литературы. Вопросы для обсуждения 1. Методология науки: предмет и проблемы. 2. Уровни научного познания. 3. Теоретические и эмпирические методы научного познания. 4. Основные формы научного познания. 5. Методология научного исследования Вопросы для самоподготовки 1. Методологические программы неопозитивизма и постпозитивизма. 2. Структурализм и постструктурализм в науке. 3. Психоаналитическая философия и методология. 4. Наука и постмодернизм.

 

Наименование ОС Контрольная работа
Наполнение ОС Приложение №1

 

 

 

Практическое заниятие 9 Тема 9. Методология юриспруденции как самостоятельная область юридического познания Вопросы для обсуждения 1. Проблемы юридической методологии в постсоветской науке. 2. Перспективы развития юридической методологии в ХХI веке.   Занятие в интерактивной форме i Итоговое практическое занятие по курсу проводится в форме круглого стола на тему: «Перспективы развития юридической методологии в ХХI веке», целью которого является характеристика методологии юриспруденции как самостоятельной области юридического познания. Такая форма дает студентам возможность провести анализ различных правовых систем с привлечением всех ранее изученных теоретических понятий и повторить и закрепить, тем самым пройденный материал. Для того чтобы дискуссия дала плодотворные результаты, круг вопросов для обсуждения определяется и сообщается студентам заранее. Также можно в рамках круглого стола организовать работу малых групп по направлениям: 1) Правовая действительность как объект познания 2) Правовые процессы и явления как предметы научного познания. 3) Проблема валидности методов исследования права 3) Юридическая наука и юридическое образование 4) Формирование юридических типов научного познания 5) Проблема классификации методов. Классические и неклассические методологии и т.д. Подобная форма занятия способствует формированию исследовательских навыков, развитию коммуникативной культуры, навыков публичного выступления, а также формированию общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с задачами данной учебной дисциплины.  

 

Лекции и практические занятия проводятся в соответствии с утвержденными учебно-тематическими планами для очной, очно-заочной и заочной форм обучения.

Лекции в интерактивной форме

Тема 4,5, 8,9.

i Лекцию целесообразно провести в форме дискуссии со студентами. Целью такой лекции является формирование у студентов коммуникативных навыков, умений использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностей анализировать социально значимые проблемы и процессы. В ходе беседы вопросы задает не только преподаватель, но и студенты. Преподаватель должен направлять и конкретизировать вопросы в рамках темы: историческое развитие институциональных форм научной деятельности; внутринаучные и социокультурные факторы в развитии научного знания; традиции и новации в науке; роль истории науки в оценке методологических стратегий и программ.

Подобная форма занятия способствует вовлечению студентов в предмет, мотивированию их на получение знаний, установлению контакта между лектором и группой. После, преподаватель делает выводы и переходит к изложению основных положений темы.

 

.

4.3. Оценочные средства для промежуточной аттестации.

            Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоение компетенции Наименование этапа освоения компетенции
ПК-11 способность квалифицированно проводить научные исследования в области права ПК-11.1 способность квалифицированно проводить конкретные научные исследования в области права
ПК-12 способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне ПК-12.1 способность преподавать определенную юридическую дисциплин на достаточном теоретическом и методическом уровне
ПК-13 способность управлять самостоятельной работой обучающихся ПК-13.1 способность управлять самостоятельной работой обучающихся
ПК-14 способность организовывать и проводить педагогические исследования ПК-14.1 способность организовывать и проводить педагогические исследования на конкретных учебных группах

 

Шкала оценивания

Для магистрантоввсех форм обучения итоговый контроль осуществляется в форме зачёта.

 

Критерии оценки

Студент получает оценку «зачтено» в случае, если при выполнении работы он дал полный, развернутый ответ на поставленный вопрос и для подготовки ответа были использованы все необходимые нормативные правовые акты, регулирующие соответствующие общественные отношения, приведена или учтена судебная практика по данному вопросу. Изложение материала было четким и логичным, в конце были сделаны обобщения и выводы.  При наличии фактических ошибок в итоговой работе или если в ней содержиться неполный ответ, требующий дополнений или пояснений, преподаватель вправе задать дополнительные вопросы в рамках изучаемого курса из примерного перечня вопросов для подготовки к зачёту. В этом случае, если ответ на дополнительные вопросы не содержит фактических ошибок и не требует дополнений, то студент также получает оценку «зачтено»
Если итоговая работа представляет собой бессвязный набор определений и иных положений, то студент получает оценку «незачет» рассматривается как неверный. При наличии фактических ошибок в итоговой работе или если в ней содержиться неполный ответ, требующий дополнений или пояснений, преподаватель вправе задать дополнительные вопросы в рамках изучаемого курса из примерного перечня вопросов для подготовки к зачёту. В этом случае, если ответ на дополнительные вопросы также содержит ошибок, либо требует дополнений, то студент получает оценку «незачет»

 

 

4.4. Методические материалы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: