Выдача задания и сроки сдачи законченной работы

Выдача задач на курсовое проектирование - важный элемент процесса проектирования. Как правило, она происходит во внеучебное время и не должна быть формальной. Список тем курсовых проектов выдаются учебной группе для ознакомления заблаговременно. При официальной выдаче тем преподаватель проводит краткую беседу с каждым исполнителем, разъясняет подробности, связанные с избранной темой, дает рекомендации о порядке выполнения работы. Возможно, рекомендовать выбрать такую тему, которая, по мнению преподавателя, наиболее полно отвечает возможностям студента. Если тема составляет часть научных исследований кафедры, или направлена на усовершенствование учебно-лабораторной базы, преподаватель должен четко разъяснить, что студент берет на себя дополнительную ответственность и обязан, безусловно, обеспечить высокое качество результатов.

Преподаватель предупреждает студентов, исполняющих курсовой проект, что вначале нужно хорошо осознать суть задачи и лишь, потом приступить к ее выполнению. Консультации предусмотрены учебным планом специальности – 1 час в неделю (даты могут быть определены с учетом расписания студентов). Рекомендуется обратиться за индивидуальной консультацией, если возникнут любые неясности и сомнения. Четкое и глубокое понимание содержания задач на курсовое проектирование - важный элемент его успешного выполнения.

Большую часть работы студенты выполняют во внеурочное время. Роль преподавателя в период курсового проектирования (обычно 2-3 месяца) сводится к консультированию и помощи. Коллективные консультации при этом необходимы, когда нужно предъявить требования к оформлению пояснительной записки и графического материала. Преподаватель заранее сообщает учебной группе о наличии методических рекомендаций, раздает их в электронном виде для самостоятельной работы (при необходимости можно получить бумажный вариант в библиотеке).

Тематика курсовых проектов индивидуализирована, поэтому на преподавателя, который руководит проектированием, накладываются дополнительные обязанности. Он должен вникнуть в содержание каждого проекта и уяснить его специфику. Если тот, кто выполняет проект, допустил ошибки, указать на них. В ряде случаев возникает необходимость помочь студентам выбрать тот или другой математический аппарат, рекомендовать проработать дополнительную литературу, выполнить тот или другой эксперимент.

Консультации преподавателя не должны ущемлять инициативу студента. Курсовой проект не является работой, выполненной в соавторстве, а есть личное творчество исполнителя. Поэтому разумная инициатива проектирующего не должна сдерживаться, а напротив, всячески поощряться.

Главная особенность консультаций при курсовом проектировании состоит не в том, чтобы подсказать пути и методы решения поставленной задачи, а в том, чтобы предупредить ошибочные действия.

К сожалению, в учебных, группах, как правило, есть неорганизованные личности. Они работают импульсивно, без четкого планирования своих действий. Чаще всего, они оставляют все свои дела "на потом", опаздывают с выполнением заданий, трудятся авральными методами. В результате этого страдает качество выполнения работы, в частности, курсового проекта. В процессе курсового проектирования работу таких неорганизованных студентов нужно контролировать более жестко - требовать периодических отчетов с предъявлением соответствующих материалов.

Читая пояснительную записку, преподаватель обращает внимание на множество деталей: соответствие содержания проекта выданному заданию, умению применять свои знания для решения конкретной задачи, способности логически и доходчиво излагать свои мысли, соблюдению грамматических правил, аккуратности оформления записки и графического материала, наличию элементов творчества, умению строить правильные заключения и так далее. Можно рекомендовать по ходу чтения записки делать для себя отдельные замечания. После прочтения всего материала - обобщить их, выделить главное и сделать общую оценку проекта. На свободном месте, или в конце объяснительной записки пишется короткая рецензия, где указываются основные положительные и отрицательные стороны проекта. Отдельные мелкие замечания могут быть сделаны на полях пояснительной записки. Замечания преподавателя должны быть конкретными и четкими. Только в этом случае исполнитель может понять существо той ошибки или неточности, которое он допустил.

Выводы преподавателя по работе в целом могут быть сформулированы приблизительно следующими фразами: «задание выполнено, проект допускается к защите», «задание, выполненное в основном, необходимо доработать вопросы, отмеченные в рецензии, после чего проект допускается к защите», «проект имеет существенные ошибки, указанные в рецензии, и требует доработки». В последнем случае исполнитель проекта обязанный доработать курсовой проект и снова представить его на рецензирование преподавателю. В других случаях он должен готовить доклад для публичной защиты выполненного проекта.

Защита проекта предусматривает обоснования правильности принятых решений и доказательства их целесообразности. Кроме того, она преследует чисто учебные цели. Обучаемый должен научиться лаконично, глубоко, логически  стройно и понятно докладывать результаты выполненной работы. Для доклада отводится 8-10 минут. Преподаватель обязан требовать, чтобы в докладе были освещенные следующие вопросы: тема и цель работы, постановка задачи, методы ее решения, полученные результаты и выводы. Защищающийся должен быть готовым ответить на любые вопросы по теме своей работы. Целесообразно требовать, чтобы доклад был текстуально написан в тетради. Проверка письменного доклада преподавателем нецелесообразна, так как между письменным текстом и устным изложением материала есть существенное различие. Преподаватель может вместе с тем, кто защищается, помогать разрабатывать план доклада. При необходимости можно предварительно провести пробную защиту.

При ответах на дополнительные вопросы исполнитель курсового проекта должный показать, что он хорошо ориентируется в той проблеме, к которой относится проект, способен не только выполнить поставленное задание, но и доказывать правильность принятых решений. Необходимо, чтобы достоверность подтверждалась не только логическими соображениями, но и расчетными данными, ссылками на те или другие литературные источники, экспериментальными данными. Ответы должны быть короткими, понятными и не уводили в сторону от рассмотренных вопросов.

Присутствие на защите нескольких соучеников защищающегося является обязательным условием. Они при этом приобретают опыт защиты и учатся на ошибках своего одногруппника.

Соответственно существующему положению защита проекта проводится перед комиссией в составе 2-3 преподавателей.

После заслушивания доклада и ответов на дополнительные вопросы члены комиссии советуются и определяют оценку проекта и его защиты. Исполнителю проекта коротко указывается на положительные и отрицательные стороны защиты и выставляется оценка.

Процесс защиты курсового проекта в миниатюре воссоздает защита дипломного проекта перед Государственной комиссией, и поэтому, он вносит важный вклад в общую подготовку специалиста с высшим образованием.

Защита проекта проходит в виде публичной защиты презентации до начала сессии (примерно 15.12).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: