Практическая работа № 5

5 Расчет сварных соединений трубопроводов.

5.1 Цель работы: овладеть навыками проектирования и проверочного расчета сварных соединений магистральных трубопроводов.

5.2 Оборудование и принадлежности:

5.2.1 Микрокалькулятор.

5.2.2 Учебно-справочная литература.

5.3 Ход работи:

Магистральные трубопроводы рассчитываются на прочность от воздействия изменения температуры в системах без компенсации температурных деформаций в продольном направлении, на изгиб, растяжение, сжатие, от действия собственного веса, веса транспортирующего продукта, веса снега или обледенения трубы, воздушного воздействия, а также от сейсмических и других воздействий.

Сварные швы рассчитываются исходя из условий равномерности швов и трубопровода.

5.4.1 Расчет трубопровода от воздействия внутреннего давления в трубах.

Напряжения в кольцевом шве трубы определяются по формуле:

, МПа

где: δ – номинальная толщина стенки трубы, м;

Rвн1 – внутренний радиус трубы, м;

Р – рабочее (нормальное) давление в трубопроводе, МПа, Р = Р0 /n;

n – коэффициент перегрузки рабочего давления в трубопроводе:

• для газопроводов – 1,2,

• для нефтепроводов – 1,15.

[σ'] – допустимое напряжение на сварной шов, МПа.

5.4.2 Расчет трубопровода от воздействия веса транспортирующего продукта, снега, обледенения, воздушного воздействия.

Расчетный вес транспортирующего природного газа:

, Н

где: Р0 – расчетное давление газа, Н/см2:

Р0 = Р · n, Н/см2;

    dвд – внутренний диаметр трубы, м;

Расчетный вес транспортировочной нефти:

, Н

где: γ – удельный вес транспортировочной нефти, принимаем 9 кН/м3;

    dвд – внутренний диаметр трубопровода, м;

Расчетная нагрузка (с учетом коэффициента перегрузки n = 1,2) от обледенения трубы:

, Н

где: dз – внешний диаметр трубы, м;

клед – коэффициент, принятый в зависимости от района гололеда (таблица 5.2).

Расчетная снеговая нагрузка на 1 м2 горизонтальной проекции конструкции перехода (пешеходный мостик и т.д.):

qснег= 1,4× , Н

где: - вес снегового покрова на 1м, принятый по климатическим районам.

Расчетная нагрузка от воздействия воздуха в горизонтальной плоскости для одиночной трубы:

, Н

где: - скоростной напор, берем 200 Н/м.

Суммарная нагрузка на трубопровод:

q = q газ + q лед + q снег + q воз

5.4.3 Напряжение в продольном шве трубы от действия изгибающего момента.

, МПа

где: W- момент сопротивления сечения трубы, м3:

, м3

    М- изгибающий момент, действующий на трубопровод, МНм:

, МНм

    где: l – расстояние между опорами, м.

5.4.4 Расчет трубопровода от влияния изменения температуры.

При понижении внешней температуры в кольцевых стыках образуются напряжения:

, МПа

где: α – коэффициент линейного расширения металла, принимаем для стали 12×10-6;

    ΔΤ – изменение температуры, берем 50оС для климатической зоны;

    Ε – модуль упругости, берем 2×105 МПа.

5.4.5 Определение суммарного напряжения в кольцевых швах.

Расчетные данные приводим в виде таблицы 5.1.

 

Таблица 5.1-  Расчетные данные

 

№ варианта Транспортный продукт Диаметр трубы, Dнар, мм Толщина стенки, δ, мм   Климатическая зона   Давление, Р, МПа     Растояние между опорами l, м   Материал
1 нефть 1020 9 1 5,5 8 Ст3сп
2 газ 1220 10 2 8 6 14ХГС
3 нефть 1020 11 3 4,5 10 10Г2СД
4 газ 1420 12 4 9 8 Ст3сп
5 нефть 1020 14 1 7,5 6 17ГС
6 газ 820 13 2 6 10 10Г2СД
7 нефть 1220 10 3 10 8 Ст3сп
8 газ 1420 12 4 8 6 17Г1С
9 нефть 1020 14 1 6 7,5 10Г2СД
10 газ 820 10 2 6 6 Ст3сп

 

Таблица 5.2 - Коэффициенты которые зависят от климатического района

Климатический район № 1 2 3 4
К лед, Н/м2 250 350 500 650
Р0с, Н/м 500 750 1000 1250

 

5.5 Выводы:Сделайте выводы выполняется или нет условие прочности.

5.6 Контрольные вопросы:

- Дайте определение трубопроводу.

- Назовите основные этапы проектирования сварных трубопроводов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: