Алгоритм выполнения задания

1. Внимательно прочитайте задание. Тип связи предложенного словосочетания в задании уже указан, поэтому подчеркните название типа связи, по которому требуется перестроить словосочетание.

2. В предложенном словосочетании найдите главное слово (от него задаём вопрос к зависимому) и зависимое (то, к которому задаём вопрос от главного).

3. Главное слово оставьте без изменения (его грамматическую форму менять нельзя).

4. Определите, какой частью речи выражено зависимое слово, на какой вопрос оно отвечает.

5. Подберите к зависимому слову в исходном словосочетании однокоренное слово другой части речи в соответствии с требованием речевой задачи (для каждого типа подчинительной связи существуют разные способы выражения зависимого слова).

6. Поменяйте словосочетание на синонимичное. Место зависимого слова по отношению к главному может измениться. Проверьте смысловую синонимию словосочетаний.

7. Запишите получившееся словосочетание в строку ответа.

Комментарий к выполнению задания

(рассуждение по алгоритму при выполнении задания)

Смысловую связь между главным и зависимым словом устанавливаем по вопросу. Шкатулка (какая?) деревянная. В исходном словосочетании главное слово – шкатулка, зависимое слово – деревянная. Зависимое слово является прилагательным, что и служит признаком типа связи «согласование»: при изменении формы главного слова меняется и зависимое, то есть они согласуются.

Необходимо помнить, что зависимое слово при управлении может быть выражено именем существительным или местоимением. Подбираем к прилагательному деревянная однокоренное существительное дерево.

При типе связи «управление» зависимое слово всегда стоит в определённой падежной форме и отвечает на падежный вопрос. Перестраиваем исходное словосочетание так, чтобы от главного слова к зависимому можно было задать падежный вопрос: шкатулка из (чего? Р.п.) дерева.

Записываем получившееся словосочетание в строку ответа.

 

Анализ типичных ошибок

Ошибки при выполнении этого задания связаны:

1) с непониманием законов построения словосочетания (например, механическая перестановка слов в словосочетании: «деревянная шкатулка» – «шкатулка деревянная»);

2) с неумением находить в словосочетании главное и зависимое слово и определять типы связи в словосочетаниях (смешиваются типы связи: согласование «ночная прохлада» – управление «прохлада ночи» – примыкание «прохлада утром»), что объясняется в том числе и незнанием частей речи;

3) с неумением использовать в речи грамматическую синонимию («шкатулка с деревом», «деревянная шкатулочка») и правильно образовывать нужную словоформу («дно колодца» – «колоденное дно»).

 

Примеры тренировочных заданий

1. В каждой паре словосочетаний найдите и подчеркните словосочетание со связью согласование.

Объявил перерыв – поздним вечером, прочитали про себя – в первом классе, весело рассмеялся – весёлый смех, улыбчивый человек – говорил с улыбкой.

 

2. Заполните таблицу: выпишите номера приведённых ниже словосочетаний в строки таблицы, соответствующие типу связи в этих словосочетаниях.

3.

Тип связи в словосочетании Словосочетания
Согласование  
Управление  
Примыкание  

1) Замечательная улыбка; 2) написать сочинение; 3) быстро прочитать, 4) говорить улыбаясь; 5) в домашнем задании; 6) ночной Париж; 7) Париж ночью; 8) необдуманный поступок; 9) отправился на учёбу.

 

4. Замените словосочетание со связью управление синонимичным со связью примыкание.

1. Улыбнулся с радостью – _________________________________

2. Сказал с насмешкой – ___________________________________

3. С нежностью простился – ________________________________

4. Посмотрел с недоумением – ______________________________

5. Поклонился с почтением– ________________________________

Задание № 5. Орфографический анализ

Краткая характеристика задания

Обучающимся предлагается найти верные варианты в объяснении орфограмм, то есть провести орфографический анализ пяти предъявленных слов. Это задание вызывает у девятиклассников наибольшие затруднения, так как подобный анализ требует знаний не только в области орфографии, но и в области фонетики, морфемики, словообразования, морфологии.

Формулировка задания

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРИШКОЛЬНЫЙ – написание приставки определяется её значением – расположение вблизи.

2) ПРОЧИТАНА (быстро) – в краткой форме страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н.

3) НИКТО – в приставке отрицательного местоимения под ударением пишется буква И.

4) НАМАЖЬ – в форме повелительного наклонения глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.

5) ПОДГОРЕЛ – написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором формы слова, в котором эта гласная находится под ударением.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: