Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Курский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
(ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России)
Медико-фармацевтический колледж
Методические рекомендации для студентов
По выполнению учебно-исследовательских работ по дисциплине «История»
Метленко Е.А.
Курск – 2016
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Формы учебно-исследовательской работы студентов в рамках дисциплины «История»
3. Методические рекомендации по работе с историческими источниками
4. Методические рекомендации по подготовке обзора литературы
5. Методические рекомендации по работе с интернет-ресурсами (веб-сайтами)
6. Методические рекомендации по реферированию статей научной периодики
7. Методические рекомендации по составлению отзыва на научную статью
8. Методические рекомендации по подготовке докладов
|
|
9. Методические рекомендации по написанию и защите рефератов
10. Методические рекомендации по созданию мультимедийных презентаций
11. Методические рекомендации по написанию эссе
12. Общие требования к оформлению учебно-исследовательских работ по дисциплине «история»
13. Учебно-исследовательские задания по дисциплине «История»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-исследовательская деятельность – это организуемая педагогом с использованием преимущественно дидактических средств косвенного и перспективного управления деятельность студентов, направленная на поиск объяснения и доказательства закономерных связей и отношений, экспериментально наблюдаемых или теоретически анализируемых фактов, явлений, процессов, в которой доминирует самостоятельное применение приёмов научных методов познания и в результате которой студенты активно овладевают знаниями, развивают свои исследовательские умения и способности.
Для разработки учебно-исследовательских заданий может использоваться не весь учебный материал. Однако почва исторического знания в этом отношении является довольно благодатной. Усвоение материала с помощью исследовательского метода требует от студентов больше времени, но при этом имеются вполне разумные пределы его применения в различных формах организации занятий. Достоинством учебного исследования среди всех типов заданий является возможность исполнителя самостоятельно распределять время самоподготовки, осуществлять поиск и выбор информации, которая в наибольшей степени отвечает его точке зрения.
Главной проблемой при выполнении учебно-исследовательской работы студентами является низкий уровень развития исследовательских навыков. В целях повышения уровня исследовательских умений и способностей, их развития и закрепления разработаны данные методические рекомендации.
|
|
В целом, учебно-исследовательская работа студентов проходит по следующему алгоритму:
- постановка учебно-исследовательской задачи;
- выполнение учебно-исследовательских действий и операций;
- презентация учебно-исследовательской работы.
ФОРМЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
Основными формами УИРС, используемыми в преподавании дисциплины «История», являются:
- подготовка обзора литературы по предложенной тематике (в целях освещения многообразия точек зрения на проблему);
- описание исторического периода, явления, процесса через критический анализ и сопоставление исторических источников;
- реферирование научной статьи;
- отзыв (рецензия) на научную статью;
- подготовка доклада с сопровождающей мультимедийной презентацией.
Критерии оценки учебно-исследовательской работы:
- соответствие учебного исследования изначально поставленным цели и задачам;
- уровень самостоятельности автора при выполнении работы, умение самостоятельно подбирать и анализировать материал;
- соответствие оформления работы установленным требованиям к данному виду УИРС;
- оригинальность представления темы (художественное оформление, соответствие иллюстративного материала теме работы);
- соблюдение временных рамок выполнения и представления работы на проверку (защиту);
- уровень компетентности автора (владение материалом, ответы на вопросы);
- манера изложения, грамотная речь.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАБОТЕ С ИСТОРИЧЕСКИМИ ИСТОЧНИКАМИ
Изучение исторического процесса и реконструкция событий прошлого ведется путем исследования исторических источников, под которыми подразумевается любой материальный объект, являющийся результатом человеческой деятельности и содержащий в себе информацию о прошлом человеческого общества.
В настоящее время основной является классификация исторических источников по типам и видам с позиции учения информации. По формам и методам отражения действительности вся совокупность исторических источников может быть разделена на пять типов:
- вещественные
- письменные
- устные
- изобразительные
- фонические
Различаясь по формам отражения действительности, источники каждого типа требуют особого подхода в изучении. Решению этой задачи способствует деление источников (в рамках типов) на виды.
К вещественным источникам относятся археологические источники, гербы, печати, монеты, бумажные деньги, флаги, ордена, медали и т.д. Основную массу вещественных источников изучают специальные вспомогательные исторические дисциплины (геральдика, сфрагистика, нумизматика, фалеристика и др.). Вещественные источники являются главным и единственным видом источников для исследователей при изучении древнейших периодов в истории человечества, когда письменности еще не существовало.
К письменным (нарративным) источникам относятся все документы и тексты, существующие в письменной форме. С момента появления письменности они становятся главным видом источников для исследователей, поскольку они содержат в себе наибольшее количество информации о прошлом человеческого общества.
К устным источникам относятся тексты, существующие в настоящее время в устной форме, либо возникшие и существовавшие в устной форме в течение долгого времени, а впоследствии записанные (например, некоторые былины, которые появились в Киевской Руси, а были записаны только вXIXвеке). Основную часть устных источников составляют фольклорные источники – произведения устного народного творчества (народный эпос, народные песни, сказки, легенды, предания, сказания и т.д.).
|
|
К изобразительным источникам относятся произведения изобразительного искусства, фотодокументы, «немое кино», к фоническим – аудиоматериалы. Смешанную категорию составляют источники новейшего времени – озвученные видеоматериалы.
Учитывая хронологические рамки дисциплины «История» студентам предстоит работать с письменными источниками, а так же фото и видеодокументами. Основным видом работы с историческим источником является анализ, который может представлять собой как самостоятельное задание, так и составной элемент выполнения иного вида УИРС (например, написания реферата).
Анализ источника включает:
внешнюю критику:
- определение времени и места составления источника;
- вид документа (например, Постановление Верховного Совета СССР, официальное правительственное заявление, статья в газете и пр.);
- установление автора и подлинности документа;
внутреннюю критику:
- выявление цели написания документа (создания фильма и пр.);
- определение достоверности содержащейся в нем информации путем сравнения и сопоставления с другими источниками по данному предмету исследования.
Кроме того, предполагаются такие виды работы, как:
- ответить на вопросы к документу;
- определить о какой исторической личности, историческом событии или периоде идет речь в тексте и пр.
Для успешного выполнения данных заданий сначала рекомендуется внимательно прочитать задание, выделить в тексте источника слова и выражения, которые помогут сориентироваться при ответе на вопросы (ключевые слова). Затем необходимо проанализировать и обобщить их и сформулировать краткий ответ (либо выбрать его из перечня предложенных).
Обычно в документе приводится не одно, а несколько ключевых слов, позволяющих ответить на вопросы, идентифицировать исторический персонаж, событие или время действия, о которых в тексте говорится.
|
|