Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы, согласованной с преподавателем. Объем доклада должен составлять 10 – 15 страниц вместе с титульным листом, содержанием и списком источников и литературы. Продолжительность устного выступления с тезисами доклада зависит от регламента, но обычно при подготовке необходимо ориентироваться на 5 – 7 минут.
Этапы подготовки доклада:
- определить цель и задачи доклада в соответствии с предложенной темой;
- сформировать общее представление о рассматриваемой теме, подобрать подходящий материал для содержания доклада;
- составить план доклада, распределить собранный материал в необходимой логической последовательности;
- ознакомиться с литературой, выделить среди литературных источников основные;
- уточнить план, отобрать материал к каждому пункту плана, составить доклад;
- оформить доклад композиционно и внешне;
- подготовить тезисы выступления и прорепетировать;
- выступить с докладом, обсудить его с аудиторией.
|
|
Напомним, что…
Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в которой отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов. Как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение (опровержение), заключение. |
По своей сущности доклад является прообразом научного исследования, для которого характерен определенный стиль изложения, а также соблюдение всех норм русского языка. Стиль изложения должен быть сдержанным, содержать особую лексику (термины) и речевые конструкции. Наиболее приемлемы безличные выражения: «думается, что...», «есть основания предполагать, что...», «логично предположить, что...» и т.п. Текст доклада должен подводить читателя к пониманию сути работы, для чего используют особые слова и речевые обороты, устанавливающие причинно-следственные связи, обобщающие полученные результаты. Весь доклад должен быть написан в едином «авторском» стиле, а не собран из отдельных цитат научной литературы.
Образец оформления текста доклада (структурных элементов и пр.) см. в общих требованиях к оформлению учебно-исследовательских работ по дисциплине «История».
При написании доклада целесообразно применять следующие фразы и выражения:
• «Предметом нашего дальнейшего рассмотрения являются…»;
• «С другой стороны, следует подчеркнуть, что…»;
• «Логика рассуждений приводит к следующему…»;
|
|
• «Следует отметить…»;
• «Таким образом, можно с достаточной точностью сделать вывод, что…»;
• «Следовательно, можно доказать…» и др.
Выступление с докладом по логике повторяет его письменную структуру и состоит из следующих частей:
1. Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:
- название доклада;
- сообщение основной идеи;
- современную оценку предмета изложения;
- краткое перечисление рассматриваемых вопросов;
- интересную для слушателей форму изложения;
- акцентирование на оригинальности подхода.
2. Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.
3. Заключение – это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.
4. Вопросы аудитории, наличие которых обозначает,что тема заинтересовала слушателей. Их задача – оценить уровень работы, выступления и знаний докладчика. Вопросы задаются, чтобы уточнить то, что не поняли или не услышали, лучше разобраться в деталях работы, обсудить дискуссионные моменты. Ответы на вопросы показывают «владение материалом» со стороны автора: если участник прекрасно доложил работу, но потом не смог ответить на вопросы, то это ухудшает впечатление. Одно дело – оценка текста и оформления работы, и совсем другое – устный доклад. Поэтому к устному выступлению необходимо тщательно готовиться.
Рекомендации докладчикам и содокладчикам:
Докладчики и содокладчики – основные действующие лица, которые должны знать и уметь следующее:
- сообщать новую информацию;
- использовать технические средства;
- знать и хорошо ориентироваться в теме своего доклада;
- уметь дискутировать и быстро отвечать на вопросы;
- четко выполнять установленный регламент: докладчик – 7 мин.; содокладчик – 5 мин.; дискуссия – 5 мин.;
- иметь представление о композиционной структуре доклада (реферата,
презентации).
Как подготовить тезисы доклада и вести себя во время устного выступления:
1. Текст выступления надо полностью отрепетировать, но не учить наизусть и не читать текст с листа или слайдов презентации.
2. Обращаться надо к аудитории, а не к преподавателю, тем более не смотреть в пол или в окно.
3. Заранее проверить технические средства, если они потребуются при представлении доклада. На всякий случай лучше иметь дубликаты распечатанного доклада и презентации на разных носителях.
4. Очень важно следить за речью. Необходимо тренироваться, чтобы отработать нужную громкость голоса, выразительные интонации, научиться акцентировать внимание слушателей на самых интересных моментах работы. Монотонный и тихий доклад усыпляет аудиторию.
5. Исключить употребление слов-паразитов: «вот, значит, как бы, у нас» и остального словесного мусора. Необходимо следить за чистотой речи, избегать избыточного употребления иностранных терминов, длинных и сложных по конструкции предложений.
6. Любой слушатель имеет право задавать вопросы докладчику. Ответы должны быть четкими, краткими и состоять из двух-трех предложений.
7. По окончании выступления студенты группы и преподаватель высказывают свои мнения и обсуждают результат, после чего преподаватель принимает решение о выставляемой оценке.
Образец оформления текста доклада: см. приложение…
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ